4 Ответа
Ектения об оглашенных может быть пропущена, в храме навряд ли есть оглашаемые, хотя все пропуски не желательны.
Вообще, нужно помнить, что в приходских храмах в городах пропускаются не только ектении, но и: целые обязательные службы суточного круга, такие как, малые вечерни, повечерия, полунощницы; опускаются большая часть стихов на “Господи возвах…”, некоторые стиховны на стихирах, часть хвалительных; опускаются кафизмы и псалмы в службе часов; тропари канонов; пропускаются литии; чтение паримий; чтение всех поучений.
Опускается столько, что рыдать охота порой, и всё без ведома архирея, но с его попущения. И это нормально, в том смысле, что богослужение это живой процесс, в котором что-то добавляют, а что-то убирают. То, как служили 2 — 1.5 тысячи лет назад отличается от сего дня, кроме самого важного — Евхаристического канона, менее всего подверженного изменению. Именно Евахаристический канон объединяет нас всех православных во времени и в пространстве.
Молитвы об оглашенных были особо важны во времена, когда крещение происходило в отношении взрослых. Они стояли в паперти, и выходили все из храма после Литургии Слова — дьякон и сейчас произносит “изыдите оглашенные”. Это период с IV по IX века. Позже, когда крестить стали младенцев, то актуальность этой ектеньи исчезла. Из храма сегодня никто не выходит, оглашаемых нет.
Долгое время стоял вопрос как у нас, так и у греков о пропуске этой ектеньи. В практическом плане в XX веке греки даже разрешали читать её священнику про себя. Такие идеи существовали и у нас по причине Православной Империи со всеобщим крещение до переворота 1917 года, который отложил надолго подобные дебаты.
Однако, после падения СССР, актуальность опять повысилась, когда в 90‑е годы взрослые люди стали возвращаться в Церковь. Актуально и сегодня, когда РПЦ ведет активную миссию в мире, в Африке. И мы должны молиться об успехах проповеди вместе со всей Церковью. Но пропуск ектеньи не смертелен, на фоне остальных пропусков в службах, о которых выше
Произнесение этой ектении, без всякого сомнения, имело бы смысл, если был жив институт оглашенных и соблюдались все требования, предъявляемые к нахождению их в храме во время Божественной литургии. Сейчас в храмах практически нет оглашенных, а во время литургии верных из храма не выходит никто, включая случайно зашедших людей, принадлежность к православию которых вообще невозможно установить. Получается, что “Елицы оглашеннии, изыдите” и “никто от оглашенных, елицы вернии”, возглашаемые диаконом, теряют всякий смысл и более похожи на сотрясания воздуха, чем на реальный призыв верным молиться дальше, а оглашенным выйти из храма.
Если же на приходе возможно сохранение древних традиций и не потеряло своей актуальности оглашение, то опущение ектений об оглашенных на литургии недопустимо.
Всякий священник должен служить по действующему церковному уставу, за неисполнение своих обязанностей он будет отвечать перед Богом.
Однако для Вас, как мирянина, важно знать, что это нарушение устава не препятствует благодати Божией совершить таинство, так что хлеб и вино действительно прелагаются в Тело и Кровь Христовы. Итак, если Вы не будете осуждать священника, но с благодарностью и благоговением принимать от него святые таинства, то они будут для Вас спасительны.