Меня интересует вопрос - допустимо ли солдату лишать себя жизни при определённых обстоятельствах на войне?
Примеры:
1/ например он знает некую информацию, которая не должна попасть в руки противнику и попал в безвыходную ситуацию, которая однозначно закончится пленом. А в плену, естественно, он расскажет всё, что требуется врагу - тут вариантов нет, так как заставят.
2/ Самоподрыв себя вместе с солдатами противника. Довольно, кстати, частый случай в истории.
3/ Сам по себе плен - это позор для солдата, из отечественной истории известен, например, случай, когда пушкари Ивана Грозного удавились на стволах собственных пушек, чтобы не попасть в плен.
Вообще необходимо понимать, что солдат, попавший в плен - это аналогия специалиста, некачественно выполнившего свою работу. Пленный солдат унижает и разлагает, как самого себя, так и вооружённые силы своей Родины.
Данный вопрос всегда актуальный и очень серьёзный и поэтому, мне кажется, необходимо знать позицию Церкви по нему.
4 Ответа
Война - это всегда смерть и грех. Нет, пожалуй, ничего более богопротивного, чем убийство человеком человека. Романтизировать войну нельзя, даже если это подвиги во имя близких и Отечества. Достаточно просто размыслить логически - солдаты по обе стороны окопов совершают подвиги во имя своей страны, своих близких и своих боевых товарищей, при этом жертвуя собой. И у каждой из сторон своя правда, которая правдивей вражьей, и "наши" всегда больше герои.
А попробуйте посмотреть на войну Божьими глазами. Как думаете, Богу приятно наблюдать, что Его дети истребляют друг друга? При этом геройствуют, упражняются в тактике взаимного убийства, не брезгуют оружием массового поражения. Кто-то даже себя гранатой подрывает, лишь бы в плен не сдаваться, потому что "пленный солдат унижает и разлагает, как самого себя, так и вооружённые силы своей Родины". Господь зовет человека на Родину - в Царство Небесное, для этого Сын Божий пришел на землю, но человек упирается и продолжает неустанно истреблять себе подобных под разными предлогами.
Война - богопротивное занятие и искать в ней правду Божию или пытаться примерять заповеди в боевым задачам неправильно.
Отец Дионисий, насколько я понял, Вы категорически несогласны с утверждением из Пространного христианского катехизиса: «Не всякое лишение жизни есть законопреступление. Не является беззаконным убийством: когда преступника наказывают смертью по правосудию; когда убивают неприятеля на войне за Государя и Отечество»?
А не согласен с тем, что люди в угоду своим интересам притягивают за уши заповеди Божии. Тут ведь явно видно из текста, что он написан так в угоду Государю и Отечеству, для оправдания законов государства.
Я не живу на другой планете, и прекрасно понимаю, что мир лежит во зле, и в нем война — обычное дело. Поэтому и убивать — дело обычное. Кто-то делает для себя выбор — быть воином и убивать. Кто-то из воинов убивает себя ради того, чтобы не сдаваться в плен. Но ни то, ни другое, не является замыслом Божиим о человеке. Поэтому объявлять убийство законным — дело обычное, но вряд ли богоугодное.
О, Вы из плена пишите!? Хорошо, что там дают доступ к интернету, можно посоветоваться.
Самоубийство это грех в любом контексте. Церковь полна мученической кровью, мученики шли до последнего за Христа, не прибегая к самоубийству.
Если воин вынужден прибегнуть к самоубийству, то его участь будет решаться Господом, а не нами. Впрочем, участь каждого будет определена Богом по результатам всей жизни, а не только по кончине. Сказано - и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Откр. 20:12-15
Если человек дрянь дрянью, богохульник, то что ему поможет? Ничто нечистое в Царствие Небесное не войдет Откр. 21:27
Из того что Вы пишете однозначно вытекает постулат, что Христианство и воинская служба несовместимы, так как христианин, получается, не может полноценно выполнять воинский долг.
Но вряд ли это так.
И речь тут не о мученичестве идёт, а о верности присяге и воинском долге.
Вот например, во время осады Троице-Сергиевой Лавры поляками — «Неприятели уже почти овладели устьем подкопа. Тогда-то два подрывника, клементьевские крестьяне Никон Шилов и Петр Слота, вынуждены были подорвать подкоп и с собой, и с врагами»
Вряд ли Церковь считает Никона и Петра самоубийцами, которых не отпели и похоронили вне христианского кладбища. Уверен, что всё наоборот.
Так что не всё так просто.
Вы упускаете главное.
Судить Бог будет за намерения сердец. Внешние дела невозможно обозначить только положительно, или только отрицательно. Всё зависит от контекста действий.
Если богохульники погибали за Родину в 1941-45 годах, то они герои страны, но это не будет однозначно спасительным для их душ.
Вы задаёте условия к вопросу, не давая пояснений. Ваши предполагаемые воины-самоубийцы были полноценными членами Церкви, участвовали в Таинствах, вели богобоязненную жизнь? Если нет — то их поступок им не поможет. Если да — то возможно смягчение, или даже признание, о котором Вы сказали.
Но многие ли воины богобоязненны? Кто из них отрёкся от сатаны и перестал ему молиться, например сквернословием. Монахи были в ином духовном состоянии, что о них говорить?
Я не писал нигде, что воинский долг и христианство не совместимы. Я Вам подобный вопрос задам: электрик путем своей жизни залез над подстанцию и погубил специально себя, ради жителей города. Получается, что служба электриком имеет христианские корни, и его гибель угодна Богу. Тоже можно и про водителя автобуса сказать — сам убился, а пассажиров спас. Обязательно ли говорить только о воинском долге в таких случаях?
На самом деле мой вопрос довольно прост — каков кодекс поведения воина-христианина на войне?
И может ли он полноценно исполнять воинский долг, который в определённых случаях предполагает и самоубийство. Довольно часто.
А если не может, то может ли он служить?
«Герои страны», «мученики» тут к делу не относятся.
Задача воина в исполнении присяги и выполнению воинского устава. Церковь здесь с какой стороны? Разве с той, что Церковь выступает за то, чтоб воины выполняли присягу и устав службы. Приказов на самоубийство не бывает, но на выполнение военного задания. Как выполнять — вопрос воина. То же самое про электрика и водителя автобуса
При том, что требования Церкви и устава часто могут не совпадать.
Вы как будто не понимаете о чём я спрашиваю.
Самоубийство — смертный грех, но солдат на войне часто вынужден к нему прибегать. Примеры уже привёл неоднократно.
Меня интересует — есть ли мнение Церкви по данному вопросу. Церковь то ведь не запрещает военную службу христианам.
Служба электриком и водителем автобуса не предполагает готовность отдать свою жизнь и отнять чужую. Это уже редкие исключения.
Поэтому к делу это не относится.
Да что же непонятного, всё понятно. Разве в армии такие самоубийства каждый день происхтдят? Это исключение, а не правило. В уставе воинской службы есть приказы на самоубийства? Нет! Но есть приказ выполнить задачу.
Электрик, ремонтники теплотрасс зимой тоже выполняют задачу, но иногда погибают.
Здравствуйте! Я думаю, что здесь действует общий моральный принцип: нельзя делать зло, чтобы вышло добро. Нельзя через один тяжкий грех пытаться избежать другого зла. Но я знаю, что в нашей Церкви есть случаи более мягкого отношения к этой проблеме.
В 2011 году семья генерала Ефремова обратилась к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с просьбой о разрешении отпевания Михаила Ефремова. В обращении к Патриарху говорится, что самоубийство Ефремова не было следствием смертного греха отчаяния ― генерал погиб, выполняя воинский долг, положив «душу свою за други своя» (Ин. 15:13).
В сентябре Святейший Патриарх Кирилл дал разрешение на отпевание генерала Михаила Ефремова. «Согласен с необходимостью возродить память о героической борьбе генерала Михаила Ефремова и о его верности Родине и солдатскому братству», ― говорится в резолюции Его Святейшества.
Из приведенных Вами трех примеров второй является не самоубийством, а подвигом, когда по евангельской заповеди христианин полагает свою душу за ближних. О названных Вами двух крестьянах до сих пор сообщается в памятной доске, висящей на входе в Лавру.
Что касается первого, то мне представляется, что это именно самоубийство. Однако приведенная выше резолюция патр. Кирилла показывает, что у него другое мнение по этому вопросу. Хотя история Великой Отечественной знает имена многих генералов, сумевших даже в плену не сотрудничать с врагом. Во всяком случае, ответ не является учением Церкви, а должен быть решен каждым христианином лично в конкретной ситуации.
Наконец, третий случай, вне всякого сомнения, является самоубийством - и не важно, что этому есть исторические примеры. Не все в древности было хорошо. О поведении солдата в плену советую почитать жития святых пленников, например прав. Иоанна Русского или прп. Петра Афонского.
С Вами я полностью согласен, но штука в том, что Церковь разрешает, а порой даже требует, чтобы её чада участвовали в этом «богопротивном занятии».
А раз так, то странно, что Церковь не выработала некоего кодекса поведения для война-христианина, принимающего участие в боевых действиях.
Это часто ставит человека в двусмысленное положение — между долгом солдата и христианскими догмами.
Я и хочу понять — почему это так? Ведь не один генерал Михаил Ефремов покончил с собой во имя исполнения воинского долга.
Таких людей за века — масса. Почему не выработали по отношению к ним единого подхода?