Доброе утро! Искала ответ на этот вопрос. Святые отцы жёстко (как мне показалось) осуждают ношение украшений, духов, макияжа — все это носят люди из-за блуда и тщеславия. Знаю, что был один святой, который при жизни был парфюмером, царь Давид вроде тоже носил украшения. Священники говорят, что носить можно серьги, можно немного краситься… У меня теперь конфликт.
Я нормально отношусь к своей внешности, меня все устраивает. Но я творческий человек, т. е. мне нравятся цвета, ткани, образы, настроения в одежде, люблю быть в тех цветах, которые по душе, нравятся разные украшения, потому что они напоминают мне о природе, например, клипсы в форме цветов или перьев, люблю запах апельсинов, вишни, хвои, нравится, когда эти ароматы (несильные) со мной, т. е. присутствуют в моей жизни в виде запаха духов. Неужели это помешает войти в Царство Небесное и это все грех?
Прошу Вас, помогите поставить точку в этом вопросе. Могу ли я делать все-таки простой маникюр (без длинющих ногтей), укладывать волосы, немного пользоваться декоративной косметикой, носить серёжки и использовать духи, красить волосы? Буду рада чёткому ответу по каждому пункту (если можно). Спасибо Вам большое!
С уважением, Дарья
7 Ответов
Многие люди, интересуясь вопросом о христианском отношении к изменению внешнего вида обязательно слышали аргумент о небогоугодности изменения образа Божия (или того вида, в котором нас создал Бог). Предлагаю небольшое критическое осмысление.
Утверждение, что «образ Божий в естественном телесном облике человека», является не просто безграмотной чушью, но и ересью антропоморфитов. Свт. Димитрию Ростовскому в свое время приходилось разбирать возражения противников брадобритья и обличать эту глупость. Кратко: образ Божий в свойствах души и никакого отношения к внешнему виду не имеет. Тоже самое можно сказать не только о бороде, но и обо всем остальном. Бритье бороды в этом плане ничем принципиально не отличается от нанесения макияжа. А примеры позитивного отношения Бога к искусственным украшениям есть в самой Библии (Иез.16:10-13). Об украшениях св. Августин пишет:
Не стоит спешить с тем, чтобы запрещать носить украшенные золотом или драгоценностями одежды. Ибо те, которые не состоят в браке и не желают в него вступать, должны заботиться о том, как угодить Господу, тогда как другим дозволено заботиться о мирском: мужу – как угодить жене, а жене – как угодить мужу.
Следующее спорное утверждение состоит в том, что якобы Бог создал нас с определенным набором внешних характеристик, заложенных в ДНК. Не смей, говорят, красить волосы или удлинять ресницы, Бог тебя создал другой. В том то и дело, что Церковь никогда не учила о непосредственном творении каждого тела Богом. Происхождение тела – это результат генетических закономерностей, которые и производят определенный результат. То, что кто-то рождается красивым или некрасивым, здоровым или больным, в большинстве случаев, не связано с вмешательством Бога в геном человека. Бог запустил изначальный процесс размножения человечества, что не означает впоследствии индивидуальной "сборки вручную". Так что вряд ли изменения внешности обязательно означают презрение к делу Творца. Стоит добавить, что живя в мире искусственных вещей, мы уже давно неестественны в различных сферах, что не вызывает у нас ужаса. И апелляция к природе (вид ошибочной логической аргументации) является слабым аргументом для того, чтобы выяснить волю Господа Бога, кроме той, что выражена определенно в Св. Писании.
Означает ли все это, что нет никаких препятствий для изменения внешности и использования украшений? Нет, не означает. В христианской жизни нравственная оценка многих действий определяется добрыми или злыми мотивами. Поэтому полезно задаваться вопросом: для чего я делаю то или иное, какие мотивы мною движут? Также можно задать себе вопрос о том, не ввожу ли я в греховный соблазн людей, которые смотрят на меня? Думаю, что это и будет основным критерием для ответа на подобные вопросы.
Здравствуйте!
Здесь важна степень духовного возрастания. Что одному хорошо, то другому плохо. И пользуются косметикой те, кого так приучили, а не по греховной составляющей.
Обычно святые отцы подходили индивидуально и рекомендации давали кому-то, а не всем. Поэтому столько мнений.
В Вашем случае разумно поступить следующим образом:
1. Оставить всю заботу о своей внешности в том виде, в котором есть на настоящий момент, но при посещении Богослужений делать это менее активно. И, конечно, понимать, что Бог дал нам все достаточное для нашей красоты. В первую очередь красоту души.
2. Именно душу развивайте. Молитесь, читайте жития святых, Евангелие простые поучения. Возрастайте в вере. И постепенно все придет в норму. Ту норму, которую о Вас промышляет Бог.
Помощи Божией!


Может быть начать с мытья и приведения в порядок ногтей?

Хорошо, что Вы понимаете то, что происходит. Стресс — это причина. Обычная причина в нашей жизни. Его можно убрать только выстраиванием распорядка дня, в которую христианин добавляет молитвы и дела угодные Богу. Милосердие к другим нужно совмещать с милосердием к себе — помогать своему телу выглядеть так, как его создал Бог. При этом помните, что есть необходимое, а есть достаточное. Как в делах мирских, так и духовных. Во всем хороша мера. И обязательное чередование времени труда и отдыха. Только Вы можете выстроить это все в балансе, так как данная площадка не позволяет ведение консультаций.
Спокойно сядьте и напишите все по часам. Уберите не нужное, сократите то, что не по силам. Наладьте питание. И старайтесь придерживаться. Из духовного оставьте ежедневные правила (можно совмещать с дорогой на работу), молитву перед-после еды и чтение Евангелия по главе в определенное время. Обязательно спокойные прогулки на свежем воздухе без спешки не менее получаса.
И повторяйте себе почаще — Бог меня любит, я Ему нужна.
Пару недель организм будет привыкать, потом станет полегче.
Как говорят в народе: "Можно, но осторожно". Каждый шаг христианина должен быть рассчитан так, чтобы по своей вине не ввести кого-либо в соблазн.
Если это исключительно для хорошего настроения, творчества и напоминания о природе, то почему бы вам немного себя не украсить? А если для того, чтобы "у всех мужиков о-так челюсти отпали, слюни потекли и ширинки полопались", то тогда уже грех. Сумеете дифференцировать одно от другого - и будет норм.
Практически каждая девушка у нас скажет, что она одевается и "красится" для себя. Но почему-то это "для себя" как правило приводит к тому, что многие наши вполне благонамеренные девушки выглядят, как панельные проститутки из криминальных трущоб Бразилии. Не странно ли, что их самореализация, якобы без всякой мысли о мужчинах и сексе, приводит именно к такому результату?
С уважением,
Дарья, да зачем искать здесь оправдания, носите что хотите! Никакого отношения вся эта занимающая Вас мишура не имеет к пути спасения, но лишь отнимает Ваше время, деньги и внимание, а также направлена на уловление мужчин. Может быть, Господь, видя Ваши прочие добродетели, вложит когда-то в Ваше сердце искреннее раскаяние. Или через скорби научит отделять важное от второстепенное, искать душевную красоту вместо телесной, похвалу от Бога вместо похвалы человеческой. Помоги Господь!

Спасибо! Я тоже так думаю. Но неужели все о чем, я писала можно делать только для уловления мужчин, неужели это невозможно делать в качестве самовыражения и просто для красоты/настроения?

Елизавете Фёдоровне можно было краситься и носить украшения… Конечно, я не святая, но тоже женщина

Все зависит от того, что Вы ищете в Церкви и от Бога. Если спасения, то чем-то внешним придется жертвовать, ничего тут не поделаешь. Ясно, что лучше носить косметику и не блудить, чем без нее изменять супругу. Однако Бог, создавший нас такими, какие мы есть, ждёт от нас смирения со Своей волей, цельности и чистоты — как внешней, так и внутренней.
А наше дело — идти по этому пути, умоляя Бога о помощи и прощении. Понятно, что и святые боролись с грехом в себе, но ведь не за косметику же их канонизировали! Почитайте хотя бы о подвигах милосердия св. Елизаветы Федоровны.
Вообще с годами я все больше внутренне понимаю правоту ап. Петра, который так нас учит:
«Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом.» (1Пет 3:1-4)
Просто я запустила себя. Редко умываюсь, грызу ногти на фоне стресса, редко мою волосы, не слежу за собой почти что. Хочется как-то внешне обновиться