6 Ответов
Не свойственна такая одежда православным христианам - не сейчас, ни в древности. Да и зачем она? Носите Христа в сердце, а не на одежде. Есть у каждого и нательный крестик. Или поучитесь в семинарии и примите иерейский сан, тогда по церковному обычаю будете носить наперсный крест, чтобы все видели в Вас истинный образ Христов.
Уместна в том случае, если вы готовы полностью соответствовать такой одежде и не нести соблазна неверующим и маловерным. То есть, надев одежду с такой символикой и став как-бы живой рекламой христианства, человек должен всегда вести себя, как образцовый христианин. Ничего плохого себе не позволять, безупречно общаться, нуждающемуся помочь, слабого защитить, на обиды не обращать внимания и т. п. Вы готовы к этому? Я чё-та не решился бы, хотя футболка выглядит классно, и является хорошим "прорывом" в том смысле, что у нас, православных мирян, в настоящее время вообще отсутствует культура религиозной одежды, и православный внешний вид обычно означает просто бесформенный, а то и неряшливый.
И ещё подумайте о том, как вы будете стирать футболку с такими изображениями в машинке вместе с грязными трусами и носками. Ее придется стирать отдельно.
С уважением,
Церковь не регламентирует ношение одежды, если она не провоцирует греховные страсти. Хотя на мой взгляд, если смотреть на эти два примера, то второй однозначно лучше, поскольку он не детализирует распятие, которое уместно на священном облачении, но не на повседневной одежде. Иконы и иконографические изображения не следует помещать на такой одежде, поскольку это профанирует их и демонстрирует непонимание их предназначения.
Есть строгие соборные решения о запрете попирания Креста. Отцы запретели наносить изображения крестов на полу в храме, с тем, чтоб люди не наступали на них, и этим не попирали.
Исходя из этой логики, кресты на мирской одежде будут попираться в любом общественном месте. Даже если майка принадлежит верующему православному, то ей можно прикоснуться к другим людям в транспорте, можно загрязнить пищей за столом, на неё могут попадать капли пота. Вечером эту одежду с изображениями бросят в угол, на неё скинут носки и нижнее бельё, домашние животные могут незаметно сделать на брошенную майку свои дела. А потом её застирают в машинке вместе с тряпками.
Одним словом, нет гарантии того, что в ежедневном мирском использовании футоболки не произойдёт осквернение Креста. Скорее, что это осквернение обязательно случится.
В традиции Церкви уход за облачениями священников (имеющих изображения множества крестов), происходит с особым тщанием и по благославению, в том числе, чтоб не нарушить установления отцов.
Не нужно такие майки приобретать и носить.
Эти же соображения относятся к изображениям икон и евангельских событий на пасхальных яйцах, на коробках конфет, на упаковках.
Церковь не регламентирует ношение какой-либо одежды. Поэтому Вы можете встретить диаметрально противоположные мнения. Мне думается, что лучше воздержаться от ношения такой одежды, если не стоит задачи активной проповеди Евангелия.
Христианская символика красива, даже на одежде. Но не случайно даже нательный крестик рекомендуют носить так, чтобы он не был на виду: и чтобы сберечь его от случайного хуления и попрания святыни, и чтобы не поддаться соблазнам страстей от выпячивания своей христианской позиции.
И упомяну о психологическом аспекте данной проблемы. Здесь в любом случае происходит демонстрация веры. С какой целью эта демонстрация?
Возможно, в определенных условиях, например, на каком-то мероприятии, подобные футболки были бы уместны, как символ веры и христианского единства участников сообщества. Но при этом должен тщательно решаться вопрос благоговейного отношения к христианским символам, что весьма непросто сделать в случае одежды, которой, как минимум, требуется регулярная стирка.
Однако в подавляющем большинстве случаев, носимая в повседневности, такая одежда лишь самим носителям кажется своеобразным миссионерским ходом или способом показать свою приверженность вере, а окружающие реагируют на нее с интересом, да не с тем. Это скорее воспринимается как эпатаж, попросту говоря, выпендреж. В нашем обществе, в котором популярная психология является уже частью культуры, вместо интереса к христианству просыпается интерес к личности и любопытство, какие именно внутренние проблемы толкнули человека на такое демонстративное поведение.