Допустим, человек вёл праведную жизнь и удостоился быть с Богом в Царствии Небесном. Есть ли гарантии того, что Бог не придумает очередное испытание для человека или что человека не будет искушать диавол? Может ли праведник, достигший рая вновь впасть во грех - ведь у него остаётся свобода воли, такая же, какая была у прародителей-первых грешников?
3 Ответа
Слово "допустим" означает, что у Вас нет полноценного опыта богообщения, поэтому Вы строите свои предположения на гипотезах собственного ума, а не на слове Божием и не на опыте святых - друзей Божиих. К сожалению, если критерием истины будет исключительно наш падший ум, то он так и будет кружить нас тут и там, не давая остановиться ни на чем твердом.
Всякому христианину надо читать Евангелие и безусловно верить написанному там. Поэтому апостол и говорит:
Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего. (1Кор.1:9)
И еще:
Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем. (Рим.3:4)
Итак, дело не в аргументах, а в опытном богопознании, которое приходит по мере прохождения христианской жизни: участия в таинствах, исполнения заповедей, таинственного действия благодати, просвещения ума этой благодатью, созерцания тайн Божиих.
Если это случится с Вами, то Вы более не будете предполагать, что Бог зачем-то захочет еще раз испытать Вас, как будто Он не всеведущий и Ему надо узнавать сердце человека из поступков. И с другой стороны, Вы узнаете, как благодать укрепляет волю праведника, делая ее в конце концов непоколебимо твердой в добре, так что он всецело будет охвачен любовью к Богу.
Те навыки, в добродетели или во грехе, которые человек приобрел при жизни, перейдут с ним в вечность.
«В чем Я найду вас, в том и буду судить»
-высказывание Христа, не вошедшее в Евангелия, из «Разговора Трифона с иудеем» св. мч. Иустина Философа, гл.47
После смерти (и после Страшного Суда и всеобщего воскресения) человек уже не будет искушаем:
Откр. 20:10: "а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков".
Есть ли гарантии того, что Бог не придумает очередное испытание для человека или что человека не будет искушать диавол?
Гарантией является Слово Божие. Что может быть более верного и истинного в этом мире, чем оно?
Может ли праведник, достигший рая вновь впасть во грех — ведь у него остаётся свобода воли, такая же, какая была у прародителей-первых грешников?
Нет, не может. Есть три разных состояния воли - "не могу не грешить", "могу не грешить", "не могу грешить". Православные христиане стремятся к третьему состоянию, когда под воздействием благодати, они в конце концов войдут в состояние такой свободы, которая всегда выбирает благо. Добрые ангелы вошли в такое состояние. Они выбрали служить Богу и Бог наградил их тем блаженным состоянием, при котором они уже не способны пасть в грех. Тут можно задаться вопросом, как свобода совмещается с невозможностью согрешить? Очень просто. В земной жизни человек грешит, потому что ошибочно полагает, что грех даст ему наслаждение, пусть и извращенное. Его желание получить удовольствие здесь и сейчас пересиливает веру в вечную и совершенную награду на небесах (если вообще такая вера у него есть). В будущем веке, когда человек достигнет Небесного Царства, он будет видеть Бога лицом к лицу, и поэтому уже не сможет грешить, так как никто по своей природе никогда большему благу не предпочтет благо меньшее. А поскольку Бог есть высочайшее благо, которое удовлетворит все высшие потребности человека, он уже никогда не захочет выбрать грех.
Большое спасибо за столь развёрнутый и вразумительный ответ!