3 Ответа
На предмет подлинности Туринской плащаницы были проведены многочисленные научные исследования, с которыми Вы можете познакомиться по ссылке. Нерукотворность изображения на ней не составляют у учёных сомнения, ни один искусственный способ создания изображения на ткани не может быть идентифицирован на Туринской плащанице. Все исследования приводят к выводу, что с очень высокой вероятностью Человек, погребённый в ней - Господь Иисус Христос.
Когда в 6-м веке был обретён Нерукотворный образ Спасителя, очень многие иконописцы вдохновлялись им и писали свои иконы с него. Потому нет никаких канонических препятствий писать образ с изображения Туринской плащаницы. Должны только соблюдаться определённые правила, тогда икона будет каноничной. К сожалению, Вы не привели репродукции иконы, написанной батюшкой, потому судить о каноничности данной иконы не представляется возможным. Но, думаю, что если её писал православный священник, то каноны православной иконописи были соблюдены.
Более того, если не вдаваться в подробности, чем вдохновлялся батюшка при написании иконы, когда он освятил её, как икону Господа Иисуса Христа, она стала именно такой иконой, перед которой можно молиться Спасителю. Сами слова молитв на освящение образа предполагают это. Потому никаких препятствий для Ваших молитв перед этим образом я не вижу.
Читая исследования Туринской плащаницы, о том какие страдания перенёс Этот Человек, я сам содрогаюсь. Такое вынести не каждый может.


Да, эта икона, к сожалению, написана с нарушением канонов православной иконописи. Но молиться ей можно, т.к. она правильно освящена, как икона Господа Иисуса Христа. Я не сторонник таких нарушений. Надо соблюдать традиции Церкви, чтобы их неосквернёнными передать нашим потомкам, как и мы в своё время их получили от наших отцов. Православие тем и отличается, что хранит неповреждённой веру апостолов и святых отцов. Излишний натурализм католических икон эпохи Возрождения неприемлем для Православия. Наши иконы не поддерживают перспективы и даже имеют иногда «обратную перспективу» потому, что подразумевают второй план картины - духовный. Излишний натурализм «приземляет» изображение, делает его «земным» без «небесной перспективы». Кроме того на иконах обязательны нимбы вокруг лика святых и надписи на церковнославянском. Таковы каноны. Потому то, что написал батюшка, надо отнести скорее к живописи на библейские сюжеты, что допустимо в Православии, но не к иконам.

Спасибо Вам за ответ и участие. Буду иметь это ввиду.
А остальные иконы, из тех 10, что я заказал у отца Виталия, они канонические?

Остальные каноничны

Спасибо за ваши ответы.
Наверное, образ этот на стену я, всё-таки, повешу, но ниже всех остальных икон. Честно говоря, когда молюсь перед иконой, то о её перспективе и как она написана, меньше всего думаю, или вернее - вообще не думаю, просто общаюсь с теми, кто на них изображён, как с живыми и стоящими напротив меня.
Я периодически так делаю, и считаю это правильным. Это же подлинный отпечаток лика Христа.
Я имею в виду именно отпечаток с Плащаницы, а не тот якобы облик лика Спасителя, который, как считается, смоделирован с этого отпечатка. Этот распространенный в Интернете образ кажется мне не соответствующим духу Христа. Но в любом случае, икона должна быть освящена священником в храме.
С уважением,

«Икону» эту сделал священник из Барнаула, отец Виталий, настоятель храма Новомучеников Российских при Свято-Никольском источнике, у него там и своя иконная мастерская есть. Сам же эту «икону» и освятил. Лик мне очень понравился. Когда стоишь перед Ним, то как будто бы со стоящим перед тобой Богом общаешься. Аж до мурашек пробивает. А когда я задал вопрос отцу Виталию: «А разве можно молиться перед неканоническим образом?», — он мне ответил: «Да у нас процентов под 80 в храмах иконы не канонические, да и к тому же ты не к доске с изображением обращаешься в своей молитве, а к Самому Христу. Поэтому я и решил задать свой вопрос, который вызвал у меня какое-то сомнение, здесь.

Вообще православная молитва, в отличие от еретической эмоциональной молитвы-истерики, должна быть трезвенной. Мурашки и прочие чувственные проявления здесь не особо уместны. Было бы интересно взглянуть на эту икону.

Про «еретические эмоциональные молитвы-истерики» я ничего не знаю, и молюсь, как умею, обращаясь к Христу, как к живому, как к Богочеловеку. Бывает что и с эмоциями. Потому, что я обычный грешный человек, а эмоции это часть человеческой натуры, и не святым людям это свойственно. Можно, конечно, просто тараторить скороговоркой и совсем без эмоций текст молитв перед иконой, улетая мыслями в свои бытовые проблемы, но какой в этом смысл? Если хочу «услышать» Его голос, то читаю Новый Завет, если хочу «поговорить» с Ним – молюсь. Бог есть любовь, и Он всегда рядом. Перед какой-то иконой я могу улыбнуться, как перед «Владыкой Мира», а перед какой-то, как «Распятие Иисуса Христа», никогда. И я же не йог какой-нибудь, чтобы молиться совсем уж без эмоций. И это совсем не истерики. Хотя бывает, что и слёзы из глаз текут сами собой. А вот это изображение «Лика Христа с Туринской Плащаницы», понимаю, что это не каноническая икона, а реставрированное изображение с отпечатка на Туринской плащанице, но воздействует оно очень и очень сильно, захватывая внимание полностью. Как перед Богом стоишь, а Он тебе в глаза смотрит. Да вы и сами можете посмотреть в интернете этот образ. Его, чаще всего так и называют: «Туринская Плащаница».

Спасибо, я набрал в поисковике. Если это тот образ-реконструкция, то именно он, в отличие от реального отпечатка на Плащанице, кажется мне не соответствующим духу Христа. Впрочем, это мое личное мнение, не претендующее на абсолютную истину.
Что касается молитвы, то речь не об отсутствии любых эмоций, как в медитации йогов. Православная молитва не должна сопровождаться экзальтированными, чувственными проявлениями. А мурашки по телу относятся именно к таким проявлениям.
Странно все это. Икона должна не до мурашек пробирать, а быть точным образом первообраза, напоминая нам о молитве и духовном созерцании.
Если бы была написана полноценная каноническая икона (например, Спаса нерукотворного или Вседержителя), при этом лик был бы адаптирован к реконструкции плащаницы и не содержал бы страстных элементов человеческой муки, то проблемы бы не было. А здесь - ни нимба, ни подписи, ни канона.
Я бы назвал подобное изображение авторской реконструкцией по типу криминалистического фоторобота.

В моём иконостасе есть и икона «Образ Господа Вседержителя Владыки мира». Мне она тоже очень нравится и всегда напоминает мне моего духовника, протоиерея Димитрия, в храме, где он служил была такая же, но оригинальная.
А разве этот Лик, реставрация с отпечатка на Туринской плащанице, не точный Его образ? И, если этот образ помогает молиться с большим вниманием, разве нельзя использовать его для ежедневных молитв? Очень часто ловил себя на том, что молясь, читая утреннее и вечернее правила, «ум мой о лукавстве мира сего подвижеся». Чего не происходит, когда молюсь перед этим Его Ликом. Тогда всё внимание упирается в Его взгляд.

Если Вы скажете, что это дело вкуса, я не буду спорить, хотя и согласиться не смогу. Очень советую Вам разобраться в теории вопроса, поэтому сошлюсь на эту большую работу https://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatootecheskoe-bogoslovie-ikony/. Если Вы сможете ее осилить хотя бы в основных моментах, Ваш первоначальный вопрос отпадет сам собой.

Спасибо Вам за ответ и совет. Ознакомлюсь с работой, которую Вы мне посоветовали. Духовник мой говорил: «поступай всегда по любви, а не по фарисейски».
Спасибо Вам за такой развёрнутый ответ. Хочу только уточнить: Лик Христа, который изображён, это реконструированное изображение с отпечатка на Туринской плащанице.
Посмотреть иконы отца Виталия (Власова), настоятеля храма Новомучеников Российских при Свято-Никольском источнике, можно вот по этой ссылке, кстати там и эта икона тоже присутствует:
https://t.me/orthodox_icons
Те иконы, что подписаны, как: «Заказ святых икон для домашнего иконостаса » это и был мой заказ у отца Виталия. Плюс образ Лика Христа, реконструированный с Туринской плащаницы.