Доброго дня!
Можно ли православному христианину изучать историю Церкви по труду Шаффа "История Христианской Церкви"? Шафф ведь был не православный и часто упоминает различных западно-европейских авторов.
3 Ответа
Надо понимать, что Шафф - достаточно старый автор, который не может дать безупречной с современных научных позиций истории вообще и истории Церкви в частности. Во-вторых, его взгляды конфессионально обусловлены. Посмотрите оглавление его книг: во втором тысячелетии он вовсе не знает Православной Церкви, а в первом она существует где-то на задворках Римской. В последних двух томах нет уже и католиков. Разве это реальность? То же касается и изложения догматических и обрядовых вопросов.
Поэтому советую читать Шаффа не как основной источник, а как дополнительный, наряду с многими другими. Мне кажется, если сможете осилить Болотова, лучше начать с него. Или с Максимовича, там достаточно кратко. Не забывайте также весьма содержательные статьи из "Православной энциклопедии".
Вы прочитайте третий и четвертый тома Болотова, и тогда сомнения отпадут. По последующему периоду можно кратко почитать эту книгу: https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/istorija-vostochnogo-i-zapadnogo-hristianstva-4-20-veka/
История Церкви на западе имеет большее развитие, поскольку события происходили у них и у греков. Они имеют прямой доступ к архивам, профессионально собранными монашескими орденами и Ватиканом, в том числе во время крестовых походов. При этом, до сих пор многие документы не обработаны и не открыты. Впрочем, греки тоже не любят открывать оставшиеся архивы.
Нет ничего плохого в использовании западных первоисточников, при условии понимания православной точки зрения на события.
Конечно, можно, особенно учитывая, что его труд присутствует на нашем сайте, что уже означает его предполагаемую пользу. Как протестант, он может что-то упускать из виду, его ошибки и недостатки можно восполнить трудами других авторов, в т.ч. православных, из раздела История Церкви.
Спасибо за совет. Если не ошибаюсь, Болотов только до константина Великого дочитал лекции, дальше про соборы и государство.
Максимовича нашел только 1-й том, до IX века