Благословите, отцы. Десять лет назад наша дочь (сейчас ей 32 года) сняла с себя крест и перестала посещать церковь. Эму способствовало два обстоятельства - смерть любимого дедушки и знакомство с молодым человеком, позиционирующим себя язычником. До этого она, может и нечасто (4 раза в год), но исповедовалась и причащалась, ездила с нами в паломнические поездки и т.д.
Уговоры, беседы действия не возымели, сейчас она замужем за этим молодым человеком. Она не участвует в каких-то ритуалах, не ругает церковь - просто не не ходит туда и избегает общения на духовные темы.
Безусловно, мы молимся о ее возвращении. Читаем акафисты, каноны, заказываем сорокоусты о ее здравии и прочие требы.
Но, примерно два года назад, один иеромонах из известного монастыря сказал нам, что заказывать требы, да и вообще молиться о ней не следует - она как бы отпала от Церкви. В другом, женском монастыре, матушка игуменья (когда мы задали этот вопрос) даже удивилась на этот совет: а как же вымаливать ребенка?? И вот, буквально вчера, один приходской батюшка, тоже сказал, что требы подавать не надо, молиться надлежит келейно, мол все это свершившийся факт и теперь остается только ждать...
Мы в растерянности. Что ж делать? Понятно, что келейная молитва о дочери продолжается, но как быть с требами? Заказ сорокоустов, Псалтиря, молебнов? Благодарю за совет.
4 Ответа
Я думаю, имеет смысл прямо задать дочери три вопроса: 1) верит ли она в Бога Троицу и в то, что 2) спасение совершается только в Православной Церкви, что 3) цель жизни человека - войти в Царство Небесное, о котором говорится в Евангелии? Если верит, то можно подавать за нее и дальше записки в храмах. Если же откажется отвечать или ответит отрицательно на любой из этих вопросов, то никак не должно дальше писать ее в церковных записках. Это не только будет грехом для Вас, но и для нее не принесет никакой пользы.
Св. Симеон Солунский так пишет о частицах на проскомидии:
Здесь нет места неверным и иномудрствующим. «Что общего у света с тьмою?» (2Кор. 6:14) Сказано, что Ангелы возьмут злых от среды праведных. Поэтому иерей вообще не должен приносить частиц за инославных или совершать поминовение их.
Нельзя также приносить частицы за тех, которые явно грешат и живут нераскаянно.
Потому что приношение служит им к осуждению, как в осуждение служит и причащение тем, которые без покаяния причащаются страшных Таин, как сказал божественный Павел (2Кор. 11:29).
Что же касается заботы о дочери, то помимо Ваших личных усердных молитв большую пользу может принести раздача милостыни за нее.
Возможно, имеет также смысл просить молитв о заблудших, например в «Центре Атриум».
Чтобы ответить на Ваш вопрос, нужно понять логику различных видов поминовений. Сорокоуст на литургии - это поминовение исключительно для верных, каковой Ваша дочь перестала быть. Поминать ее среди верных было бы неправдой перед Богом. Молебны тоже служатся за верных, кроме особых молебнов о заблудших или зависимых от пагубной страсти. Псалтирь - это частное поминовение, в котором как-то не выделяются особо категории поминаемых, поэтому это как раз то, что вам бы подошло. Ну и самим конечно молиться, лучше вас за близкого человека никто не помолится. Вот пример молитвы к Богородице:
О, Всемилостивая Госпоже, Дево, Владычице Богородице, Царица Небесная! Ты рождеством Своим спасла род человеческий от вечного мучительства диавола: ибо от Тебя родился Христос, Спаситель наш. Призри Своим милосердием и на сию (имя), лишенную милости Божией и благодати, исходатайствуй Матерним Своим дерзновением и Твоими молитвами у Сына Твоего, Христа Бога нашего, дабы ниспослал благодать Свою свыше на сию погибающую. О, Преблагословенная! Ты надежда ненадежных, Ты отчаянных спасение, да не порадуется враг о душе ея!
Игорь, добрый день! Попробуйте в молитве обратиться к усопшему дедушке, чтобы он попросил Бога о помощи для дочери. Возможно, было бы хорошо сходить с дочерью на могилку дедушки и попробовать там мягко поговорить с ней, прогуливаясь по кладбищу в хорошую погоду: о том, что все мы уйдем к Богу и он призывает всех в свое ведомое Ему время.
Простите супруга дочери и молитесь и о нем, чтобы Бог обратил его к себе.
Храни вас Бог.