4 Ответа
Грехи и преступления - следствие злой воли человека, которую Бог не сковывает.
"Следовательно, Бог не ответственен за наши грехи. Так как грех есть результат свободного выбора, соединенного с предрасположенностью к тому или другому образу действия, и так как ложные мнения часто управляют нами, а мы, по неведению или в силу нашего невежества, не пытаемся противостоять им, Бог имеет право судить нас.........
Бог все предвидит, но не все предопределяет. Так, Он предвидит то, что находится в нашей власти, но не предопределяет этого; ибо Он не хочет, чтобы явился порок, но не принуждает силою к добродетели".
(Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры).
Болезни и катастрофы - причины наших грехов. Бог посылает их для уцеломудривания людей.
«Итак, посланы ли меч, или голод, или язва, или смерть, или другое что кажущееся скорбным, все сие посылается на землю для уцеломудрения и исправления, чтобы люди устремили ум свой к благочестию, потому что каждое поколение имеет нужду во вразумлении Господним посещением. Если и среди страхов иные остаются нечувствительными в деле благочестия; то, ежели вовсе не будет посещения Господня, не тем ли паче совратятся умом в безбожие и погибель?».
(Св. Ефрем Сирин. О том, что не должно обольщаться еллинскими мнениями).
Слова "воля Божия" могут употребляться в двух смыслах - в смысле Божьего промысла и Божьего закона. Грехи и преступления людей безусловно противны закону Божию, и, в этом смысле, противны Его воле. Но любые события учтены в Божием замысле о спасении мира и конкретных людей, так, что даже величайшая несправедливость и преступление в истории мира - распятие безгрешного Сына Божия - Бог обратил к нашему спасению. В мире не может произойти ничего, что не было бы уже известно Богу и включено в его план.
Все происходящее - в том числе действия тех, кто противится Богу - Он в конечном итоге обратит к осуществлению Его благих целей. В книге Деяний Апостолы выражают эту веру в молитве, которую они возносят, столкнувшись с враждебностью и преследованиями: "Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное? Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его. Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой" (Деян.4:25-28)
Злые люди и демоны поступают по своей злой воле - и понесут ответственность за свой выбор - но Бог употребит все это в рамках Его благого замысла. Мы можем быть уверены, что даже несчастья и болезни, несправедливости и обиды, которые терпят верные, Бог в итоге обратит к их спасению и вечной радости. Как говорит Апостол, "Притом знаем, что любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу" (Рим.8:28)
Нужно определиться со значением понятия. Понятие «воля Божия» имеет два значения. Волей Божией называют а) то, что Бог непосредственно одобряет (добро); б) все происходящее: не только то, что Он одобряет, но и попускает ради Своих благих целей (это еще называют промыслом Бога).
В первом значении, очевидно, что не все происходит по воле Божией. Бог не одобряет злые желания, слова и поступки людей и падших ангелов, которые могут противиться воле Божией. Однако во втором значении, воля Божия исполняется всегда. Об этом Св. Писание говорит ясно: «Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом» (Притч.19:21). «Все дела Господа весьма благотворны, и всякое повеление Его в свое время исполнится; и нельзя сказать: "что это? для чего это?", ибо все в свое время откроется» (Сир.39:21-22).
Свт. Иоанн Тобольский пишет: «Отсюда вытекает следующее заключение: так как все в мире совершается по Божию мановению и повелению, то наш долг все принимать без ропота от Божией десницы и совершенно покоряться Ему, или Его всесвятейшей воле. И тем самым сообразовывать нашу волю с Его Божественной волей, не полагаясь ни в чем на случай подобно древним язычникам» (Илиотропион, ч. 1, гл. 1).
Есть разграничение:
Всё совершающееся совершается под недремлющими взорами Всеблагого и Всемогущего Бога, одно по воле Божией, другое по попущению Божию.
В данном случае как раз действует попущение Божие: Господь, уважая свободу человека, допускает её проявление во зле.