4 Ответа
Если кратко, то по различным естественным причинам, руководимым Промыслом Божиим. Этот Промысл для нас в целом непостижим (как и Сам Бог), да и знать его детали обычно неполезно для спасения. Нужно знать волю Божию, отраженную в Писании и в Предании, твердо верить Богу и исполнять заповеди. Такому человеку Господь со временем начинает открывать тайны Своего Промысла, как часто бывало с прозорливыми святыми.
Если кратко, то один болеет, а другой нет - т.к. Бог видит, что это полезней, чем если наоборот. Полезней всем, не только им, а и их родственникам, которые за ними ухаживают, и всем людям, с которыми они встретятся в своей жизни. Часто не понимают, как болезнь вообще может быть полезна. На это свт. Иоанн Златоуст в беседе о статуях (беседа 1, глава 6) приводит 8 причин болезней у святых. Т.е. даже у святых столько причин, а у грешных людей еще больше, и их увидеть человеку в конкретной ситуации может быть сложно.
195. Рассказывают, что авва Антоний, будучи однажды приведен в недоумение глубиною домостроительства Божия (управления миром) и судов Божиих, помолился и сказал: «Господи! отчего некоторые из человеков достигают старости и состояния немощи, другие умирают в детском возрасте и живут мало? Отчего одни бедны, – другие богаты? Отчего тираны и злодеи благоденствуют и обилуют всеми земными благами, а праведные угнетаются напастями и нищетою?» – Долго был он занят этим размышлением, и пришел к нему глас: «Антоний! внимай себе и не подвергай твоему исследованию судеб Божиих, потому что это – душевредно».
Глобальным ответом на этот вопрос будет событие грехопадения, после чего начались в мире болезни и несправедливости.
Однако нарисовать универсальную схему относительно жизни каждого человека, вряд ли получится. Ответ: "это случается, потому что так хочет и распределяет Бог", не может быть признан универсальным. Прп. Анастасий Синаит говорит:
Некоторые считают, что поскольку Бог любит нас, постольку Он и попускает случаться с нами таковым страданиям. Однако подобное объяснение разделяется не всеми. Что же касается меня, то я полагаю, что [эти болезни иногда передаются] от предков, [иногда зависят от] воздуха, [а иногда происходят) от [излишне] многообразной и изобилующей водой пищи, а также от неумеренного употребления вина и многоядения.
О том, что воздух [является причиной болезней], свидетельствуют илиоты у которых никогда не бывает подагры. А о том, что [неправильная] диета в отношении как еды, так и пития производит болезни, свидетельствует род иудеев. Ибо они, когда роскошествуют в своем образе питания, в обилии употребляя мясо и похлебку, а также упиваясь вином, страдают наподобие нас (и даже более чем мы) проказой, подагрой и беснованием. Что же касается арабов, то они, придерживаясь более сухой диеты, а также от рождения [проводя жизнь на свежем] воздухе, в пустыне и сухом [климате], не являются столь немощными, и среди них не очень много страдающих подагрой, болезнями ног и беснованием. И множество других народов, поклоняющихся идолам, не имеют таковых болезней благодаря большой сухости своего питания, а также вследствие чистоты и мягкости воздуха.
В общем, причины могут быть самые разные, одни из них зависят от природы, другие от самих людей, третьи - от вмешательства Бога. Следует также заметить, что между страданием/бедностью и порочностью человека, далеко не всегда есть связь. Мне кажется, что ответ христианства сосредоточен не в том, почему так происходит в каждом конкретном случае, а в том, что с этим делать человеку и как извлечь максимальную духовную выгоду из сложившейся ситуации.