Потому что Я был голоден, и вы накормили Меня; Я хотел пить, и вы напоили Меня; Я был странником, и вы приютили Меня. Я был наг, и вы одели Меня; Я был болен, и вы ухаживали за Мной; Я был в темнице, и вы пришли навестить Меня». Тогда праведные скажут: «Господи, когда это мы видели Тебя голодным и накормили Тебя? Когда Ты хотел пить, и мы дали Тебе напиться? Когда мы видели Тебя странником и приютили Тебя, или видели нагим и одели? Когда мы видели Тебя больным или в темнице и навестили Тебя?» Царь им ответит: «Говорю вам истину: то, что вы сделали одному из наименьших Моих братьев, вы сделали Мне».
Можно ли это трактовать так что даже не знающий Иисуса, но делающий добро людям после смерти имеет благую участь?
7 Ответов
Человек, делавший добро ради Бога, получит награду от Бога. А тот, кто делал добро ради людей, и награду (например, благодарность, почет) получит от людей. Как Бог возьмет в Свое Царство того, кто туда не просился? Это было бы бессмыслицей.
Думаю, что в описанном Вами случае было бы более уместно говорить не о благой участи, а о менее тяжкой участи. И это очень немало.
С уважением,
Действительно, на первый взгляд кажется, что в Рай более предназначен для работников социальных служб, чем для монахов, а, если развивать эту мысль и далее, то верность Христу не имеет никакого значения для спасения, главное - помощь людям в их бедах и нуждах.
Однако там может показаться лишь на первый взгляд. Каждое из четырёх Евангелий написано для определённой аудитории. Вспомним, что эта притча (именуемая притчей «о Страшном суде») имеется лишь в одном из четырёх Евангелий - (Мф.25:31-46). Совсем не случайно, что это Евангелие по Матфею, составленное иудеем для своих соплеменников (недаром там встречается большое количество еврейских оборотов, автор предполагает знакомство читателей с местностью и еврейскими обычаями).
Иудеям не нужно было рассказывать о необходимости религиозной веры и выражения её в определённой практике, они это и так прекрасно знали; им нужно было дать верное направление, цель этой практики.
Кроме того, Священное Писание - богодухновенная книга, некорректно вычленять из неё один фрагмент, игнорируя другие. Например, слова Христа в (Ин.14:21), (Ин.6:53-55), (Мф.10:32), (Мф.10:37) и др.
Прп. Анастасий Синаит говорит:
Поскольку Господь говорит Никодиму: «Истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Небесное» (Ин. 3:5), то ясно, что [никто из неверующих во Христа] не войдет в [это] Царство. Однако [никто] не лишится воздаяния своего: либо [неверующий во Христа] получает свое благоденствие богатством, роскошью и прочей прелестью жизни [сей], подобно [богачу], услышавшему от Авраама: «Вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей» (Лк. 16:25), либо судьба его в будущем веке сильно отличается от судьбы не творящего [здесь] благое. Ведь как для праведников обителей много (Ин. 14:2) у Бога, так и для грешников [существует] много различных наказаний.
Притча о Страшном Суде завершает цикл увещаний к бодрствованию после "малого Апокалипсиса" - беседы о кончине мира (Мф. 24). В этот цикл входят также притчи о десяти девах и и о талантах (Мф. 25). Весь контекст показывает, что все эти увещания обращены к верующим, поэтому о неверующих даже не упоминается.
Неверующие добродетельные люди будут судимы по закону совести по смерти. Этот закон совести, однако, будет свидетельствовать не только об их добрых делах, но и о произвольном отвержении ими Бога, о Котором они могли бы знать из рассматривания творений, указывающих на Творца (Рим. 1-2).