Как можно совместить слова Спасителя о необходимости покаяния согрешившего брата для его прощения (Мф.18:15-17; Лк.17:3-4) и безусловного прощения даже врагов (Мф.5:44-45)?
3 Ответа
Во-первых, в отношении врагов Христос заповедал любить их, а не прощать безусловно. Это важно.
Во-вторых, отношения с братьями и сестрами по вере в плане решения конфликтов, действительно отличаются от отношений с неправославными (то есть теми, кто не считает для себя законом слова Христа). Если они "не играют по правилам", то бесполезно указывать им, что Христос заповедал мириться и прощать.
В-третьих, сличая разные места Св. Писания, можно прийти к выводу, что прощать в сердце, не иметь зла на человека, нам заповедано безусловно, но восстанавливать отношения с ним, продолжать общаться как ни в чем ни бывало, нужно только после его покаяния перед нами. Это важно, прежде всего, для него самого. Если мы не укажем ему на серьезный проступок против нас, то он может думать, что все сделал правильно. Но тут нужна рассудительность, чтобы не предъявлять человеку в качестве проступка чего-то такого, что в действительности им не является.
Блж. Августин рекомендует так: «Не считай теперь его одним из братьев твоих. Но и не отрицай его возможность спасения. Вот и язычников мы не считаем нашими братьями, но всегда молимся об их спасении».
Прот. Николай Стеллецкий: «Любовь к врагам состоит в том, чтобы отрицать злобу и неприязнь к ним в своем сердце, иметь к ним уважение как к людям, созданным по образу Божию, и постоянно желать им истинного блага и прежде всего того блага, чтобы они вразумились, покаялись и отложили свои злые свойства».
То есть отсутствие примирения, как восстановления отношений, не мешает любить врага.
Здесь нет необходимости согласовывать эти высказывания Христа, в них Господь обращает внимание на разные аспекты. Заповедь о любви к врагам повелевает молиться за них и не испытывать к ним чувства ненависти. Слова об обличении ближнего – совсем другая ситуация. Здесь человек – не враг, но друг или член одной общины, совершивший против тебя грех. Обличить его нужно и ради решения проблем в отношениях между вами, восстановления доверия, и ради его собственного спасения. Хорошо это место объясняет блаженный Августин: Если кто-то совершил несправедливость по отношению к тебе и ты пострадал, что делать? Мы сегодня слышали из Писания: Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним (Мф 18:15). А если ты пренебрежешь этим, то ты хуже его. Он совершил несправедливость и, сделав это, нанес себе тяжелую рану: а ты хочешь пренебречь раной брата твоего? Ты видишь, как он гибнет или уже пропал, и тебе все равно? Тогда хуже твое молчание, чем его преткновение. Итак, если кто согрешает против нас, будем проявлять большую заботу и не о себе самих. Ведь славное дело - забывать обиды, но забывать твою обиду, а вовсе не рану брата. Значит, иди и обличи его между тобой и им одним, думая о его исправлении, не давя на его чувство стыда. А то может статься, что из стыдливости своей он начнет оправдывать свой грех, а ты тем самым человека, которого хочешь исправить, сделаешь еще хуже. Поэтому обличай его между тобой и им одним. И если он станет слушать тебя, ты приобретешь себе брата, потому что он мог бы пропасть, если бы с ним не стал говорить.
Получается, что ближнего нужно обличить ради его же блага, его исправления, не ради удовлетворения своим страстям и внешнего выплеска внутренних эмоций.
Сергей, а как можно любить не простив?