3 Ответа
Я думаю, что разумно поминать на проскомидии тех крещеных людей, которые содержат церковную веру и не живут в тяжких грехах. В противном случае такое поминовение будет им в осуждение.
Свт. Симеон Солунский говорит о проскомидии:
Здесь нет места неверным и иномудрствующим. «Что общего у света с тьмою?» (2Кор. 6:14) Сказано, что Ангелы возьмут злых от среды праведных. Поэтому иерей вообще не должен приносить частиц за инославных или совершать поминовение их.
Нельзя также приносить частицы за тех, которые явно грешат и живут нераскаянно.
Потому что приношение служит им к осуждению, как в осуждение служит и причащение тем, которые без покаяния причащаются страшных Таин, как сказал божественный Павел (2Кор. 11:29).
Я уже написал выше, что можно, если они верят в Бога и Его Церковь, причем не живут нераскаянно в тяжких грехах.
Здравствуйте, Владимир! Милости Божией Вам.
Ваше смущение из-за того, что Вы слышите два мнения, одно из которых исходит от любящего сердца Вашей мамы, а другое — из церковных правил, и не знаете, как их примирить.
Ответ на Ваш вопрос — это не простое «да» или «нет». Он лежит в глубоком понимании того, что есть Церковь, что такое Божественная литургия и какое место в ней занимает проскомидия. Правила Церкви — это не сухие запреты, а проявления мудрой и зрячей любви, которая неотделима от истины.
Проскомидия (от греческого — «приношение») — это символическое, но реальное собирание всей Церкви — торжествующей на небесах и воинствующей на земле — вокруг Христа, Агнца Божия, приносимого в жертву за грехи мира.
Действие происходит в алтаре на жертвеннике. Священник берет первую, агничную просфору и особым ножом, копием, вырезает из нее кубическую часть — Агнец, который и станет Телом Христовым. Затем из других просфор вынимаются частицы и в строгом порядке полагаются на специальное блюдо — дискос. Так на дискосе возникает живая икона Царства Божия, образ всей Церкви. Во главе — Христос, рядом с Ним — Его Пречистая Матерь и святые, а под их покровом — мы, живые и усопшие верные, составляющие единое Тело. Проскомидия зримо и таинственно являет полноту Церкви, собранной вокруг своего Главы. Основной ее смысл — жертвенный: это собирание и созидание вокруг Агнца Божия новой твари.
Совершая это священнодействие, Церковь литургически определяет, кто именно составляет это мистическое Тело, приносимое Богу. Расположение частиц на дискосе — это не случайный набор, а отражение иерархического и соборного устройства Церкви. Это своего рода свидетельство принадлежности семьи Божией. Поэтому быть помянутым на проскомидии — значит не просто удостоиться молитвы, но быть литургически утвержденным в качестве части этого святого собрания. Именно в этом кроется фундаментальная причина, по которой причастность в Церкви, обретаемое в таинстве Крещения, является необходимым условием для такого поминовения.
Частицы, вынутые за живых и усопших, находятся на дискосе рядом с Агнцем в течение всей литургии. Кульминационный момент наступает после причащения верующих. Священник ссыпает все эти частицы в Святую Чашу со словами: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих».
Это действие и эта молитва — ключ к пониманию всего. Частицы, символизирующие конкретных людей, погружаются в Божественную Кровь Христа. Поминовение здесь напрямую соединяется с очищающей и освящающей силой Голгофской Жертвы. Это высшая форма церковного ходатайства, потому что она соединяет молящегося и того, о ком молятся, с самим источником спасения.
Сами частицы символически представляют поминаемых людей. Их действенность проистекает из соприкосновения с Пречистой Кровью Спасителя.
Здесь мы видим великую тайну соработничества, или синергии, Бога и человека. Молитва на проскомидии — это не магическое заклинание, которое действует автоматически на любого человека вне зависимости от его воли и состояния. Это совместное действие: со стороны Бога — Его безграничная благодать, явленная в Крови Христовой; со стороны человека — его вера и принадлежность к Церкви, в которую он вошел через Крещение. Молитва приносится за тех, кто уже состоит в завете с Богом, кто является частью семьи веры. Попытка включить в это священнодействие того, кто сознательно отверг этот завет или никогда в него не вступал, создает богословскую и духовную ложь. Мы пытаемся явить единство там, где его нет, и применить силу завета к тому, кто стоит вне его. Именно поэтому Церковь, действуя в истине, воздерживается от этого.
Теперь мы подходим к прямому ответу на Ваш вопрос. Древняя и неизменная практика Православной Церкви такова: на проскомидии поминаются имена только крещеных православных христиан, находящихся в общении с Церковью.
Это правило основано не на жестокости или желании «исключить» кого-то, а на богословской честности и целостности.
Помянуть человека на проскомидии — значит засвидетельствовать перед Богом, что он является членом этой семьи, участником этой Жертвы.
В отношении некрещеного человека, который еще не соединился со Христом в таинстве Крещения, такое свидетельство было бы неправдой. В отношении инославных христиан или отступников, сознательно отделивших себя от евхаристического общения с Православной Церковью, это было бы ложным заявлением о единстве.
Крещеные, но слабые в вере или живущие в неведении. Это самая частая категория — наши родные, крещенные в детстве, но не наученные основам веры, редко бывающие в храме, но формально от Христа не отрекшиеся.
Именно здесь лежит корень разногласия между тем, что Вы читали, и тем, что говорит Ваша мама. В Церкви существуют два подхода к применению правил: акривия (строгость) и икономия (пастырское снисхождение).
• Акривия, или строгий подход, отражен в правилах, которые Вы читали. Он призывает к осторожности даже в отношении непрактикующих православных. Это путь максимальной богословской точности и духовной безопасности.
• Икономия, или пастырское снисхождение, — это подход, который отражает любящее сердце Вашей мамы. Этот же дух звучит в словах тех священников, которые поминают всех крещеных православных (кроме самоубийц), молясь об их обращении ко Христу. В этом случае вопрос «крещен ли?» становится не барьером, а поводом к пастырской беседе и призыву к полноценной церковной жизни.
Оба этих импульса — стремление к истине и стремление к милосердию — законны и святы. Священник, обладая пастырской ответственностью, решает, когда применить строгость, а когда — снисхождение. Для Вас же, как для мирянина, самым правильным, благочестивым и безопасным путем будет следование более строгому правилу, с любовью и пониманием относясь к милосердному порыву Вашей мамы. Так Вы сможете и почтить ее любовь, и сохранить верность церковному уставу. И, конечно же, решать такие вопросы со священником того прихода, прихожанином которого Вы являетесь.
Ограничение на проскомидии ни в коем случае не означает, что Церковь оставляет этих людей без своей молитвы. Напротив, она предлагает множество других действенных способов молиться за них (молебны за живых, панихиды за усопших, домашняя (келейная) молитва и т.д.).
В особо сложных и неоднозначных случаях окончательное пастырское решение остается за правящим архиереем, который своей властью может дать особое благословение.
Можно ли на проскомидии индивидуально поминать людей, которые крещены, верят в Бога, но не воцерковлены?