Часто за собой замечаю: не умею правильно распланировать своё свободное время. Планирую сделать много полезного, но потом думаю это же моё личное время, поэтому трачу его на абсолютно малозначимую деятельность-например, могу несколько часов сидеть и смотреть фильмы по компьютеру. Или играть в игры. Время течёт и не ждёт. Там несколько часов, тут несколько часов-вот и день кончился. Знаю, что праздность - это грех. Но неужели это нужно тоже исповедовать? Ведь это скорее распущенность и несобранность, что больше зависит от личности. Ведь зла же я никому не делаю, кроме себя. Просто не умею организовать своё личное время.
4 Ответа
Святой апостол Иаков учит:
Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех (Иак.4:17).
Праздное времяпрепровождение в развлечениях во все времена считалось грехом. Если Господь предупредил:
Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: (Мф.12:36),
то какой же ответ придётся дать за праздные дела?
Что это так, подтверждает житие прп. Василия Нового, где описаны мытарства, которые проходит душа после смерти. Вот что там написано:
Так беседуя, мы достигли пятого мытарства, называемого мытарством лености, в котором испытываются все дни и часы, проводимые в праздности, и истязаются тунеядцы, живущие чужим трудом, сами же ничего не делающие, а также наемники, получающие вознаграждение за дело, которое как следует не исполняют.
Нужно ли исповедовать этот грех? Если Вы не хотите, чтобы бесы Вас задержали на этих мытарствах, то да. Вот как об этом говорится в житии:
Когда же мы поднимались выше, то я спросила ведших меня святых Ангелов:
– Владыки мои, все ли христиане проходят эти мытарства, и нельзя ли человеку пройти их без всякого истязания и страшных мучений?
Святые Ангелы ответили мне:
– Для душ верных иного пути, возводящего к небу, нет, и все грядут этим путем, но не все подвергаются таким истязаниям, каким подвергалась ты, но только подобные тебе грешники, которые несовершенную исповедь грехов своих совершали пред духовным отцом, стыдясь беззаконных дел своих и утаивая многие из них. Если же кто искренно и по правде, не утаивая ничего, исповедует все дела свои и с сердечным сокрушением кается во всех соделанных им прегрешениях, то грехи такого человека, по милосердию Божию, невидимо изглаждаются, и когда душа его грядет по мытарствам, воздушные истязатели, разогнув свои книги, не находят в них никаких рукописаний ее грехов и не могут сделать ей никакого зла, так что душа та беспрепятственно и в веселии восходит к престолу благодати. И ты, если бы сотворила совершенную исповедь и покаялась бы во всех грехах твоих, не претерпела бы таких грозных истязаний на мытарствах.
Так что делайте выбор сами: хотите рискнуть и попытаться устоять на мытарствах собственной праведностью - не исповедуйте свои грехи, а если хотите, что бы бесы не предъявили Вам счёт и не стали мучить на мытарствах - лучше исповедать и очистить душу.
Олег, грехи условно подразделяются на те, что против Бога, ближнего и самого себя. Последняя группа тоже подлежит раскаянию и покаянию.
Время земной жизни дано нам для созревания ко спасению, научению любви, поэтому пустая его трата отдаляет нас от "блаженного финала".
Спасибо за ответ, у меня возникали сомнения по поводу этого греха, так как это не выливается в зло по отношению к другим, но тем не менее, планировал прочитать два акафиста сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу и Пресвятой Деве Марии, а из-за своего дурацкого во времяпровождения это не сделал. Вот это грех.
Обязательной исповеди подлежат все смертные грехи, обыденные грехи тоже полезно исповедовать, но обязанности нет. Праздность (время, потраченное без пользы), сама по себе, не нарушает заповедей (но на ее почве может произойти нарушение заповеди), поэтому смертным грехом она не является. Но сокрушиться перед Богом и попросить прощения в конце дня за это стоит, как и за все грехи, совершенные в течение дня.
Спасибо большое за ответ, также с Вами согласен, что для профилактики других грехов, которые из-за этого безцельного времяпровождения вытекают необходимо молиться. Мне в голову лезут мысли, порой что ну вот сделаю я сначала важные дела прочту акафисты, приберусь в квартире и так далее, а на развлечение мало чего останется. Но с другой стороны, если я залипаю в телефон или в компьютер потом себя ненавижу. Так что здесь вы 100% правы.
Чтение акафистов это дело сугубо добровольное, есть желание и возможность — читаете, нет — выбираете другое полезное времяпровождение. А утром и вечером надо молиться обязательно.
У меня правило за выходные прочитать — акафист сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу, и акафист Пресвятой Божией матери, это приносит удовольствие намного больше, чем все эти глупые и бесполезные вещи, которыми я занимаюсь, Но для акафистов нужно настроиться, а сесть фильм посмотреть, или в игру поиграться с друзьями, легко. Проще говоря, акафисты более желанны и полезны, а фильмы игры, делаются гораздо легче.
Это неудивительно, потому что молитва — это труд, а игры и фильмы — это отдых.
Есть люди, которые говорят, что нет отдыха лучше молитвы. Это успокаивает, уравновешивает, вразумляет и укрепляет.
Конечно, этот грех необходимо исповедовать, чтобы поселить в сердце решимость бороться с ним, а не оправдывать себя (что заметно в Вашем вопросе). А после этого необходимо начать трудиться в молитве к Богу, причем не после, а до развлечений. Потом и все остальное в духовной жизни приложится.
Спасибо большое за ответ, кстати, хорошая идея, заменить развлечения молитвой! Или чтение Писания. Потом можно строго один час выделить на развлечения, когда сделаю всё, что наметил.
Спасибо, вчера исповедовал грех праздности. Честно говоря, мне даже страшно представить что будет на Суде, учитывая, то как я живу. Но стараюсь мере сил.