5 Ответов
Лично мое мнение, что ничего лицемерно делать не надо. А тем более, такая важная вещь, как покаяние, должна быть полностью искренней и осмысленной. Ритуальные извинения «без души» никакой пользы не несут.
Другой вопрос, что вы в любом случае были неправы в том, что опустились до хамства, пусть и ответного. Вы дали волю своей дурной страсти, и вам необходимо постараться это осознать, и только потом искренне покаяться в своем грехе перед Богом.
А насчёт того, чтобы попросить извинения у того человека, то здесь надо решать по обстоятельствам. Если вы считаете, что это принесет ему духовную пользу, то можно и извиниться, причем именно за сам факт ответной грубости, а на за всю ситуацию, в которой, по вашим словам, виноват он. Если же ваши извинения скорее спровоцируют его на ещё большую моральную распущенность, то извиняться не надо, достаточно покаяться перед Богом. ИМХО.
С уважением,
В описанной вами ситуации извиняться не надо было, ИМХО. Вы проявили неискренность, спровоцировали людей на еще большую наглость, в общем бесполезно выполнили пустой ритуал.
Вы согрешили не перед ними, ведь они сами провоцировали вас на хамство, а перед Богом. Вот перед Ним и надо каяться. И в дальнейшем учиться сдерживать себя. Наиболее эффективный отпор хаму - это не ответная грубость (то есть игра на его поле), а равнодушный игнор.
Точно! Согласен с Вами. Я думал, это ударит по гордыне и приведёт к смирению, но лицемерные извинения, во-первых вызвала со стороны них насмешку и надменность, во-вторых со стороны меня досаду, гнев и бешенство. Так что надо, впредь совершая мнимую добродетель, мне было задуматься.
Олег, каждый отвечает за свой грех, здесь нет лицемерия, Вы же сами пишете, что нахамили в ответ. Если бы не нахамили, то и извиняться бы не пришлось.
Спасибо за ответ. Ну не знаю, я так извинился, что это походило на издевательство, потому что лицемерить не умею, и это спровоцировало новый конфликт
Очевидно, что Вы таким образом пытаетесь оправдать своё хамство, мол, да, я нахамил, но зато не лицемерю!
Да нет я признаю, что нахамил и не оправдываюсь, просто понимаю, что не обладаю должным уровнем смирения, поэтому думаю что вот это перешагивание через себя может вылиться в конфликт, что и случается.
Нет никакого лицемерия при такой просьбе о прощении. Вы нахамили и виноваты, разве это не требует покаяния? Что Вам тоже нахамили, в этом каяться не надо, конечно. Но чужой грех - явно не Ваша забота, верно?
Прп. Авва Дорофей так говорит об этом:
Некто из старцев сказал: «Прежде всего нужно нам смиренномудрие, чтобы быть готовыми на каждое слово, которое слышим, сказать: «прости»; ибо смиренномудрием сокрушаются все стрелы врага и сопротивника». Исследуем, какое значение имеет слово старца; почему он говорит, что прежде всего нужно нам смиренномудрие, а не сказал, что прежде нужно воздержание?.. Почему не говорит он, что прежде всего нужна нам милостыня или вера?.. Старец хочет показать нам сим, что ни самый страх Божий, ни милостыня, ни вера, ни воздержание, ни другая какая-либо добродетель не может быть совершена без смиренномудрия... Вот видите, братия, как велика сила смиренномудрия; видите, какое имеет действие слово: «прости».
И еще в другом месте он говорит:
Если бы мы хотели немного подвизаться, то мы не скорбели бы много и не испытывали бы трудностей; ибо если кто вначале понуждает себя, то, продолжая подвизаться, он мало-помалу преуспевает и потом с покоем совершает добродетели; пoелику Бог, видя, что он понуждает себя, подаёт ему помощь. Итак, будем и мы понуждать себя, положим доброе начало, усердно пожелаем доброго; ибо хотя мы ещё не достигли совершенства, но самое сие желание есть уже начало нашего спасения; от этого желания мы начнём, с помощию Божиею, и подвизаться, а через подвиг получаем помощь к стяжанию добродетелей. Посему-то некто из отцов сказал: «Дай кровь и приими дух», т. е. подвизайся и получишь навык в добродетели.
Итак, нужно понуждать себя к раскаянию, хотя бы вначале это было и тяжело. Внутренняя борьба наученного по заповеди Божией ума с ветхим человеком является не лицемерием, а именно духовной бранью, без которой нельзя достичь победы и свободы от греха.
Спасибо за ответ. Уважаемый отец Евгений, а вы представляете, если, они ещё больше возгордятся? Например, подумают, что вести себя по-хамски это хорошо? Так получается своими извинениями, я уже извинился, я сделал ещё хуже. Вы знаете есть такие люди, которых ничем не поймёшь.
Олег, Вы скажите так, чтобы у Ваших оппонентов не было ощущения, что по существу Вы согласны с ними. Например, так: «Петр, я вчера вспылил и грубо тебе ответил, ты меня прости. Ты понимаешь, что по существу я с тобой все равно не согласен, конечно, но вот за мою грубость прошу у тебя прощения».
А уж что он потом подумает, Вас ведь не касается, верно? Каждый за себя даст ответ Богу. И совесть у каждого своя, причем у некоторых она сожженная, по слову апостола.
Тут, видите в чём ещё беда, я вообще человек вспыльчивый, смиренным назвать меня трудно и я понимаю это. А они начали сразу же надменно реагировать, что меня ещё сильнее раздражает. Может быть это гордыня? Скорее всего так и есть, стараюсь от этого избавиться молитвы, но понимая, что нужного уровня я ещё не достиг, опасаюсь, что эти изменения могут ещё в больших греховную яму затянуть.
Чаще исповедуйтесь, причем на исповеди обращайте внимание не только на свои слова и поступки, но и на внутренние чувства и ощущения: гнев, обида, ярость, ненависть, злоба и т.п. Хотя бы даже они не выражались в словах и поступках. Через это мы испрашиваем помощь Божию для того, чтобы исправиться. И для поиска средств исцеления читайте святых отцов, конечно. Например, свт. Василия Великого https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/Besedi/10.
Когда хамят, лучше сказать: «В таком тоне я разговаривать не хочу. Когда успокоитесь, тогда и поговорим.» Дальше просто уйти и не провоцировать больше конфликт. В уединении же помолиться Богу: «Спаси, Господи, и помилуй раба твоего, даруй ему покаяние и обращение от злобы его, а мне помоги его простить и не обижаться.» Когда успокоитесь, тогда можно уже обсудить конфликт.
В сложившейся ситуации, когда уже произошли взаимные оскорбления, тоже надо было так молиться, добавляя ещё прямые слова прощения: «Бог тебя простит и я прощаю. Господи, прости и меня грешного и за скорбь эту очисти множество грехов моих. Без числа согрешил, Господи, прости меня. Слава Богу за всё.» Причём последние 2 молитвы можно повторять многократно, пока не наступит душевное равновесие.
Вот, когда пришёл в душу мир после молитв, тогда можно идти и попросить прощения за оскорбления. Тогда это уже не будет лицемерием, Вы будете хотеть исчерпать конфликт. Если человек начнёт и дальше оскорблять, то действовать уже по схеме, приведённой в самом начале. Так перед Богом Вы не будете уже иметь вину за конфликт.
Однако святые отцы пишут, что именно неискренность просьбы о прощении и приводит к не приятию этих наших просьб. В таком случае надо принести Богу покаяние на исповеди в оскорблениях ближнего и в лицемерии. Потом постараться с помощью молитв искоренить из души ненависть к этому человеку. Только после этого уже искать примирения, если с этим человеком Вам придётся и дальше взаимодействовать. Если же нет, то повторно просить прощения уже не надо. Вы просили прощения, исполнили заповедь, но сделали это несовершенно, неумело, в чём покаялись перед Богом (имеется ввиду исповедь).
Бояться же исполнять заповеди Христовы не надо, хотя за них можно и потерпеть какую-то скорбь. Зато они ведут к вечной жизни, очищая исполняющего их через несение своего личного креста за Спасителем.
Спасибо за ответ! Вот-вот, здесь Вы совершенно правы! Я не искренне принёс извинения, они естественно это почувствовали и стали реагировать заносчиво и грубо, что привело к следующему конфликту.Но сейчас уже всё более или менее как мне кажется. Хотя мне с одной стороны казалось, что это знаете как удар по гордыне, сделать что-то вопреки своему желанию. Но гордыня штука сильная, быстро выливается в гнев и даже бешенство.
Все дело в том, что Вы принесли извинения неискренне, это было заметно, что и вывело конфликт на новый уровень. Тот самый удар по гордыне, который был запланирован и не произошел, не мог случиться в принципе, т.к. никакого искреннего покаяния и исправления не было. Гордыню можно побеждать лишь смирением и покаянием. Хотя, если бы было настоящее духовное делание, то Вы могли бы победить раздражение второго этапа конфликта. Но в любом случае этот урок может принести Вам добрые плоды. Попытайтесь осмыслить эту ситуацию, а она очень яркая и показательная, и найти те самые моменты, на которые Вам нужно обратить внимание в себе.
Спасибо Вам огромное, отец Дионисий за ответ. С Рождеством Христовым Вас и всех христиан.
Спасибо за ответ, согласен с вами. Но я уже извинился зачем-то. Они естественно сделали надменную морду и стали кидать понты.Ну и как вариант, новый конфликт. Наверное почувствовали неискренность. Но я себя утешаю тем, что я то извинился, а они со своей реакцией пошли нафиг.