Здравствуйте.
Я осознал свои грехи и плохие поступки (имею в виду конкретные), сожалел о них и рассказал на исповеди. Но всё равно они как будто не отпускают, постоянно возвращаются в мыслях, хотя изменить прошлое нельзя.
Связано ли это с недостаточностью покаяния, или Господь не принял его?
4 Ответа
Вопрос связан с непониманием Вами действия греха в человеке. Иное дело грех (конкретный поступок), иное - страсть (склонность ко греху). На исповеди Бог прощает грех и дает силу для борьбы со страстью; укрепляется ум для того, чтобы он мог покорить себе желательную и яростную части души, в которых, собственно, и коренится грех, потому что
из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека (Мф.15:19-20).
Поэтому совесть Вас и обличает, что чувствует в душе действие противоестественных страстей: любая страсть противится созданному Богом чистому естеству. Что нужно делать, чтобы освободиться от страстей? Свт. Феофан Затворник объясняет дело так:
Разрешений от грехов два – таинственное и бытовое (как бы физическое). В первом разрешается совесть – и человек радостно чувствует себя разрешенным от всякого осуждения за грехи; во втором разрешается естество от всех вяжущих его страстей. К сему последнему ведут подвиги самоумерщвления и труды доброделания и молитв. И это епитимия Божия (физическая), хотя бы священник и не налагал церковной; но если наложить ее, то с нею скорее кончается и Божия епитимия.
Таким образом, Вам надо почитать святоотеческую аскетическую литературу, узнать оттуда теорию вопроса и вести бескомпромиссную борьбу со страстями. Начать можно, например, с этой или этой книги.
Если вы покаялись искренне, то Бог принял ваше покаяние. Воспоминания же о грехах свидетельствуют о том, что те страсти, которые породили эти грехи, ещё живы в вас. Не поддаваться им и искоренять их из своей души — это необходимое условие духовного роста христианана. Будьте готовы к тому, что на это может уйти вся жизнь.
С уважением,
Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз (Мф.18:21-22).
Тот, Кто дал такую заповедь о прощении ближнего и Сам прощает легко, стоит Его об этом только попросить. Для того Бог и установил таинство покаяния (исповедь), чтобы видимо было само прощение от Господа, когда священник читает разрешительную молитву:
Истинно говорю вам: что́ вы свяжете на земле, то́ будет связано на небе; и что́ разрешите на земле, то́ будет разрешено на небе (Мф.18:18).
Однако многие святые, начиная с ап. Петра, всю жизнь вспоминали свои грехи и каялись в них. Пётр, заслышав пение петуха со слезами просил прощения у Господа, хотя Тот давно его уже простил. Так надо делать и нам при воспоминании прежних грехов: мысленно обращать свой ум к Богу и просить у Него прощения. Повторно исповедовать их, если не повторяются в жизни, уже не надо.
Спасибо за пример апостола Петра. Ведь он не мог вернуть время назад, чтобы тогда не отречься от Христа. А мои переживания связаны с тем, что человека перед которым я виновен больше нет, простить он не может.