2 Ответа
Ответом на Ваш вопрос будут толкования святых отцов по ссылке. На мой взгляд самым полным будет толкование свт. Иннокентия Херсонского, которое и привожу:
Кто эти воскресшие и сколько их?
Из слов св. Матфея видно только, что их было много и что все они были – святые, а кто именно и сколько – не видно. Поэтому одни из древних учителей полагали, что в это время воскресли многие патриархи и пророки, особенно те, которые находились в родственном союзе с Иисусом Христом, как Авраам, Давид; или служили прообразованием Его лица, как Иов и Мелхиседек. Другие, имея в виду, что давно умершим трудно быть узнанными, думали, что воскресшие теперь святые принадлежали к числу недавно умерших, каковы были Симеон Богоприимец, Анна пророчица, Иосиф Обрученник и проч. Можно добавить, что воскресли только те, кто погребен был в окрестностях Иерусалима; ибо древнейшее предание говорит, что скалы (в которых находились гробы) распались только около Иерусалима. Так называемое евангелие Никодимово решительно указывает в этом случае на воскресение двух сынов Симеона Богоприимца.
Когда последовало воскресение святых?
И здесь одни из древних верили, что они воскресли вместе с Иисусом Христом, Который после смерти Своей сошел во ад и извел их оттуда с Собой. Главной основой этого верования, кроме их образа мыслей о сошествии Иисуса Христа во ад и самом аде, служили слова апостола: «Иже» (Христос) «есть начаток, перворожден из мертвых, яко да будет во всех Той первенствуя» (Кол. 1, 18). Но большая часть отцов Церкви всегда считала, что воскресение святых последовало непосредственно за смертью Иисуса Христа. Такое мнение гораздо согласнее со словами евангелиста, который не отделяет по времени этого события от землетрясения и расторжения завесы. Вышеприведенные слова апостола не противоречат ему, иначе они противоречили бы воскресению всех людей, которые чудесным образом восстали из мертвых до Воскресения Христова или взяты на небо, подобно Илии и Еноху.
В Евангелии от Матфея есть загадочная деталь о воскресении многих умерших святых после смерти Господа Иисуса Христа, которые вошли в Иерусалим и явились многим из живых (Мф.27:52-53).
Никаких пояснений в библейском тексте этому эпизоду не дается, что привело к появлению разных вопросов и предположений.
- Кто воскрес? Воскресли какие-то святые. Одни из древних толкователей полагали, что в это время воскресли многие патриархи и пророки (Авраам, Давид, Мелхиседек, Иов и др.). Другие, имея в виду, что давно умершим трудно быть узнанными, считали, что это были недавно почившие праведники (Симеон Богоприимец, Анна пророчица, Иосиф Обручник и др.). Судя по всему, воскресли те, кто был похоронен в окрестностях Иерусалима.
- Когда произошло воскресение? Некоторые считали, что это событие совпадает с сошествием Спасителя в ад, из которого и были выведены эти святые. Большая часть отцов Церкви полагала, что воскресение святых последовало непосредственно за смертью Иисуса Христа. Св. Иероним Стридонский, писал, что после смерти Спасителя открылись погребальные склепы, а само воскресение людей произошло позже, когда воскрес Сам Христос.
- Зачем произошло это воскресение и кому явились воскресшие? Это неизвестно, поэтому можно только предполагать. Это точно не были апостолы из числа 11-ти, это могли быть другие последователи Господа Иисуса, а также некоторые из неверующих в Него. Вероятно это явление было альтернативой явления воскресшего Христа для этих людей. В Пространном христианском катехизисе дается такой комментарий: «Поскольку такое значительное чудо не могло совершиться без высокой цели, то следует полагать, что воскресшие святые явились для того, чтобы возвестить о сошествии Иисуса Христа в ад и о победоносном воскресении Его, и этой проповедью содействовать переходу в открывавшуюся тогда новозаветную Церковь тем, кто родился в ветхозаветной Церкви».
- Что произошло с воскресшими святыми дальше? К сожалению, не существует никаких библейских или внебиблейских свидетельств, которые бы дали ясный ответ на этот интересный вопрос. Свт. Иннокентий Херсонский ссылаясь на неких святых отцов (точную ссылку он не дает) полагал, что это воскресение было предвосхищением будущего общего воскресения, так что «воскресшие святые не умирали уже снова, а сопровождали невидимо Господа на небо, при Его вознесении, составив из себя вокруг Его начатки обновленного человечества, к которому потом присоединилась в свое время Матерь Божия, взятая с телом на небо, и, может быть, присоединяются по временам другие святые» (Слово в Пяток Светлой Седмицы).