- Многие христианские источники утверждают, что знание о Троице исходит из определённых стихов Библии, например... арамейский перевод Бытия: Бог -- Элохим, что носит множественное число. И другие стихи, в контексте которых употребляется личное местоимение во множественном числе при интерпритации от лица Бога: «Мы сотворили... Мы послали и т. д.». Но это особенность семитских языков! Как я обращаюсь к вам на «Вы», так и особенность семитских (арамейский и арабский языки) в возвеличивающем употреблении «Мы» в качестве «Я» -- к самому себе.
- А также Евангелие: «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Дух Святой», -- что есть слово? Я не обнаружил прямого утверждения Троицы в Писании, но если ипостаси есть, тогда, предположительно, зачем Богу докладывать о них «намёками». Может я не прав и я надеюсь, что я не прав, но в апологетической работе столкнулся с данным конфузом.
2 Ответа
Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина. Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. (1Ин.5:6-7)
Никогда не надо приводить цитаты, вырванными из контекста, как обычно это делают сектанты, чтобы удобнее было перетолковать их по-своему. Для непредвзятого читателя в словах "Сии три суть едино" и есть утверждение догмата о Пресвятой Троице в Лицах: "Отец, Слово и Дух Святый". Что "Слово" - это Господь Иисус Христос евангелист прямо говорит перед этим "Сей есть Иисус Христос" и дальше речь идёт о Нём, но уже вместе с Отцом и Святым Духом. Более конкретное указание на это мы читаем в самом евангелии того же апостола:
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. (Ин.1:1-2)
И далее там же:
И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня. И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. (Ин.1:14-17)
Этот текст нельзя воспринять как то иначе, чем прямое указание апостола Иоанна на то, что Слово - это Бог, Господь Иисус Христос.
А вот, что о Божестве Иисуса Христа говорит апостол Павел:
И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе. (1Тим.3:16)
Непредвзятый читатель отсюда увидит прямое указание на Божество Иисуса Христа. Почему апостолы очень аккуратно говорят об этом? Потому что это было в те времена очень трудно принять, особенно верующим из евреев. У них не было понятия Бог Отец, а только Бог, Единый Истинный Бог. Православное учение о Боге было утверждено на Вселенских Соборах и только в 680 году на Шестом было сформулировано окончательно, а до этого шли порой очень ожесточённые споры вокруг Божества Иисуса, а потом и Святого Духа. Но сектанты отвергают всё это наследие Церкви, хотя в деяниях Соборов участвовали святые, близкие к Богу люди. Но для них они не авторитет, они свои умствования ставят выше святости и в этом их беда. Не зря апостол Павел своему ученику пишет:
Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден. (Тит.3:10-11)
Потому с сектантами бесполезно, а часто и опасно спорить, потому что не утверждённый в вере человек может легко поддаться их уловкам, одну из которых я показал выше - вырвать текст из контекста и перетолковать по-своему. А ещё они очень любят сыпать цитатами, которые их по каждому вопросу заставляют заучивать. Создаётся впечатление, что они очень хорошо знают Писание. Но знают они именно цитаты по конкретным вопросам, а не Писание, как нечто цельное и стройное. И если Вы что то логично им докажете, они не примут, просто посчитают, что не знают нужной цитаты и потому будут по второму и третьему кругу говорить одно и то же. Остаётся только пожалеть их, что имея в руках кувшин живой воды - Священное Писание, они умирают от жажды из-за своего высокоумия, не находя возможности открыть его для себя. Потому что открывается оно только в Православной Церкви, где и был составлен и утверждён канон Священного Писания, которое является частью Предания Церкви.
Помощи Божьей Вам.