3 Ответа
Для ответа на Ваш вопрос следует определить: что есть зло. Посмотрите на этом портале и ответ станет очевиден.
Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной (Ч.1, вопрос 26):
Злом же надобно почитать один грех; ибо в мире собственно нет никакого зла, кроме греха, который есть преступление Божественного закона и воли Божией. А все прочее, чем Бог наказывает нас за грехи наши, как-то: моровыя язвы, войны, болезни и тому подобное, называется злом по отношению к нам (Васил. Велик. Беседа 9. О том, что Бог не есть виновник зла), поскольку несчастия эти причиняют нам скорби и страдания, которых мы отвращаемся. По отношению же к Богу не суть зло; ибо заключают в себе силу добра: поскольку Бог, наказывая нас ими, тем возбуждает к добру. Посему если Писание говорит: «или будет зло во граде, еже Господь не сотвори» (Ам. 3:6), то здесь называет злом праведное наказание Божие.
Не совсем так. Зло — это нарушение закона Божия. Добро — исполнение этого закона. А то, что мы привыкли называть злом (болезни, смерть и т. п.) — это не зло в строгом смысле, а скорее временные бедствия жизни.
Если зло понимать, как нарушение закона, то зло и добро осталось в раю в виде дерева. А то, что вне дерева — не добро и не зло. Нарушать закон можно только в какую-то уже кем-то сотворённую сторону.
Это неверное представление. Само дерево не является злом, Бог не творил ничего злого. Однако через нарушение заповеди, посредством вкушения плодов запретного дерева, человек познал, что такое зло. Любое преступление закона Божия — это зло, но оно не существует в виде отдельной сущности, а только в воле того, кто его совершает. Даже дьявол не является злом.
Дерево не зло. В нём и добро и зло. Быть в раю — не быть не в добре, не в зле. Если нет зла, нет дерева, и его никто не высаживал.
Я вам предложил православное учение, а то, что вы пишете — не имеет к нему отношения. Дискутировать с вами не собираюсь.
Зло не имеет собственной сущности. Это результат злоупотребления свободными существами своей волей, искажения образа Божия. Вспомните о грехе Адама: он же не творит чего-то нового, но просто нарушает волю Божию, разрушая присущую ему гармонию (=добро) как внутри, так и во взаимоотношениях с Творцом.
Интересно, что Адам изгнан, а дерево в раю осталось.
Райские деревья, в самом деле, там и остались. Древо жизни — чтобы Адам не стал бессмертным во грехе. Древо познания не давало знания само по себе, но служило способом испытать волю Адама и даровать ему познание самого себя: хочет ли он стать устойчивым в добре или более склонным ко злу. После грехопадения оно ничего нового не могло дать Адаму.
Не понятно, почему дьявол остался бессмертным во грехе?
Бог дал ему, как и нам, благой дар вечнобытия. Качество же этого бытия (быть во зле или в добре) он, как и мы, выбрал самостоятельно.
Значит зло имеет право на вечное существование?
Разумные существа — как добрые, так и злые,- будут существовать вечно по воле Бога. Значит, даже являясь носителями зла, они в этой неполноте будут пребывать опять-таки вечно.
Как диавол уже сейчас во зле и все-таки существует, так же он во зле будет существовать и в вечности, оставаясь отделенным от Бога в геенне. Подобно ему будут существовать в вечной муке и грешники.
Спасибо большое за ваши ответы.
Получается, зло относительно. Что для одного — зло, для другого — добро.