4 Ответа
Николай, думаю, что количество грехов не растет в гору, просто Вы стали более внимательны к себе, и поэтому видите то, чего не замечали ранее или считали нормальным. Более подробно размышлять на эту тему сложно, не имея возможности поговорить с Вами лично. Обратитесь к своему духовнику. Если его у Вас нет, то к вашему приходскому священнику.
Есть такой пример. Зачерпнём в стакан воды. Чем ярче свет, тем больше соринок мы увидим в воде. Так и наши души: чем ближе к Богу, тем лучше видим своё истинное духовное состояние.
Благодарю, Кирилл.
Возможно, не берусь утверждать, не зная ситуации, Вы продолжаете вспоминать свои прежние тяжкие грехи, хотя уже принесли в них покаяние, этого не следует делать. Авва Пинуфий говорил:
Забывать нужно только смертные грехи; расположение к ним и покаяние за них прекращается добродетельной жизнью. Что же касается малозначительных грехов, в которые и праведник семь раз в день впадает, то покаяние за них никогда не должно прекращаться; ибо мы каждодневно волею или неволею делаем их то по неведению, то по забвению, в мысли и в слове, то по обольщению, то по неизбежному увлечению или по немощи плоти.
Но это вопрос духовного окормления, поэтому лучше поговорить об этом лично со священником не в интернете.
Благодарю, очень поучительно. Просто я не знаю, а было ли раскаяние? Если да, почему в душе нет мира и покоя? Может было обыкновенное сожаление, угрызение совести...?
Есть конкретные признаки того, что было настоящее покаяние и грехи были прощены: «Когда [человек] ощутит в душе своей, что совершенно, от всего сердца возненавидел грехи, и когда явно дает себе направление противоположное прежнему. Такой уповает, что получил от Бога оставление грехопадений, как возненавидевший уже грех, по свидетельству совести, какое приобрел в себе, по апостольскому слову: неосужденная совесть сама себе свидетель» (Прп. Исаак Сирин).
Как было верно отмечено в предыдущих ответах, - это нормальная практика духовной жизни. По мере возрастания духовного, Господь, действительно, открывает нам наши грехи, помогает и видеть их, и признавать, и исправлять. И делает это постепенно, оберегая нас от стресса и уныния.
Есть и еще одна причина, по которой грехи, страсти - как будто усиливаются и умножаются по мере раскаяния в них и борьбы с ними.
Дело в том, что наши души больны гордыней (самолюбием, эгоизмом). От этой главной духовной болезни происходят все страсти и все грехи: осуждение, гнев, зависть, маловерие и происходящие от него страхи и тревоги, блудные грехи и т.д.
И эта самая гордыня, мать всех грехов, - не хочет от нас уходить, она хочет в нас жить, проявляться, разрастаться и множиться. А мы ее ограничиваем, выгоняем, сдерживаем. Естественно, идет сопротивление.
Мы можем преуспеть в сдерживании, к примеру, гнева и раздражительности - но у нас обострится чревоугодие или блудная страсть. Гордыня пытается остаться, выжить - и проявляется там, где мы еще не поработали или где мы пока еще слабы.
Но это не приговор, это обычные будни войны с грехом и страстями. Постепенно, с помощью Божией, при правильной и старательной духовной жизни страсти начнут подчиняться уму и воле, а в душе будет накапливаться смирение и любовь.
Да хранит Вас Господь!
Спаси Вас Господь, батюшка.