Почему не «в первую очередь», «в настоящее время», а «только"(Мф.15:24)?
4 Ответа
По-гречески буквально сказано: οὐκ ἀπεστάλην (Я не был послан) εἰ μὴ (если не = разве только, кроме как) εἰς τὰ πρόβατα τὰ ἀπολωλότα οἴκου Ἰσραήλ (к погибшим овцам дома Израиля). По-русски так сказать нельзя, поэтому в переводах обычно перестраивают фразу на утвердительную и добавляют слово ТОЛЬКО. Однако, в переводе Аверинцева «Я не послан ни к кому, кроме как к потерянным овцам Дома Израилева».
Первая часть этого высказывания Христа - οὐκ ἀπεστάλην (Я не был послан) - явно обладает неполнотой, и здесь подразумевается, на мой взгляд, опущенное в тексте «к ней» или «для этого», что ученики могли понять из самой ситуации. То есть, Спаситель хотел сказать: «Я не послан (к ней / для этого), но лишь к погибшим овцам дома Израиля». Он тем самым хотел здесь сказать, что его «посланничество», его миссия (это слово как раз имеет лат. корень «посылать») не состоит в том, чтобы помогать отдельным людям или совершать чудеса, хотя Он делал и то, и другое.
Миссией Спасителя было дать глобальное исцеление всему человечеству, что произошло на Кресте и в Воскресении. А спасать, преподавая истинное учение, он собирался прежде всего народ Израиля («погибших овец»), который единственный на то время обладал верой в Единого Бога, но исказил эту веру, забыв дух ради буквы, и превратился в «погибших овец», потому что, как предвещал Бог через пророка Иезекииля «пасли пастыри самих себя, а овец Моих не пасли» (Иез.34:1-13).
Но Христос не ограничивал Свою проповедь ИСЛЮЧИТЕЛЬНО иудейским народом, как видно, например, из Его беседы с самарянкой или из того, что второй раз употребив пророческое выражение «погибшие овцы дома Израиля» (Мф.10:6), Он наставлял учеников идти к ним «прежде всего», «предпочтительнее» (греч. μᾶλλον), а не «только».
В греческом первоисточнике нет слова «только», хотя это и не принципиально.
Иннокентий Херсонский святитель.
Хотя Иисус Христос учил и Иудеев и язычников, проповедь Его преимущественно должна была относиться к Иудеям: «несмь послан, – говорит Он, – токмо к заблудшим овцам... дому Израилева», а для проповеди Иудеям этого времени с 30 лет до Крестной смерти было довольно. Почему Иисус Христос ограничивал проповедь Иудеями? Потому что цель Его учения, главным образом, не в том состояла, чтобы просветить мир, а в том, чтобы приготовить просветителей; а для сей цели излишне было бы развлекаться другими народами. Он занимался ими, но занимался мимоходом; уже ученикам поручено было благовествовать всем: и Еллинам, и евреям. Еще делал Иисус Христос это потому, что Иудеи особенно для сего были приготовлены пророчествами и обетованиями.
Источник.
Михаил (Лузин) епископ.
«Сказал в ответ»: ученикам, а не женщине, которая вопияла сзади. — «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева»: овцы погибшие — это иудеи (ср. прим. к Мф. 9:36 и Мф. 10:6), весь иудейский народ, в противоположность языческому миру. Господь говорит, что Он послан или пришел в мир «только» к иудеям, а не язычникам, выражаясь так применительно к образу воззрения иудеев на язычников: в сущности же мысль та, что Он к иудеям пришел к первым и прежде, так как им обетован был Мессия, они были народ избранный для приготовления человечества к принятию Мессии, и среди них Он явился. Что Господь пришел на землю принять в свое царство все народы и языческие, это видно из многих изречений самого Господа, содержащихся в Евангелии: ср. Мф.8:11-12. Мф. 24:14,31; Мф.28:18-20 и др.
В этом отрывке речь идёт о просьбе исцеления. Язычники, как отступившие от истинного Бога, не были достойны такой милости. Спаситель об этом и говорит, что проповедовать и исцелять Он послан только к народу Израиля. Лишь после Крестной Жертвы, когда Господь искупил грехи всего человечества, открылась возможность проповеди для языческих народов, на что были посланы апостолы. Не Христос, Который к тому времени уже вознёсся к Богу Отцу.
Из настоящего отрывка видно, что воля Божия смирением человека может быть преклонена на милость и изменено прежнее решение. Как и в случае с Ниневией.