Почему Каин наказывается за пролитие крови Авеля (Быт.4:9-12), хотя запрета на убийство еще не существовало?
3 Ответа
Потому что Каин имел образ Божий. У него была совесть и человеческое естество, однако Каин поступил в этом и против совести, и против естества. Кроме того, Господь специально призывал его остановиться:
«И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт.4:6-7).
В период патриархов отношения людей с Богом строились не на письменном законе, а именно на следовании голосу совести и правильному движению естества.
Свт. Иоанн Златоуст замечает, что Господь не объясняет причину запрета на убийство в законе Моисеевом, «поскольку совесть предварительно научила нас этому, и Он говорит об этом как уже со знающими и разумеющими». По этой причине запрет на убийство (с теми или иными оговорками) существует во всех культурах. Убивающий совершает действие, противоречащее законам, обусловливающим человеческое естество, ибо Господь, по словам свт. Иоанна Златоуста, «вложил в нашу природу силу, побуждающую любить других».
То время, о котором Вы спрашиваете, было ещё характерно прямым общением Бога и людей. Хотя не таким непосредственным и светлым, как в Раю, но всё же Бог ещё напрямую воспитывал первых людей. Так он обращался к Каину перед тем, как тот совершил своё преступление и увещевал держать себя в руках. Однако Каин, не внял ни совести (голосу Бога в сердце человека), ни прямому предупреждению Создателя. Однако после преступления, он не был наказан смертью, как того впоследствии требовал Закон. Наказание его было - изгнание и болезнь, что отразило милость Бога к согрешившему впервые и дарование ему возможности покаяния.