Здравствуйте. Помогите, пожалуйста разобраться в вопросе брака/безбрачия в Православии. Является ли брак препятствием в духовной жизни? Если нет, то почему он считается хуже монашества? Для меня очевидно, что свои искушения и трудности есть как в браке, так и в монастыре. На Азбуке можно найти почти противоположные точки зрения на этот вопрос (от толкований Святых Отцов на Новозаветные тексты до работ Д. Якшича и Н. Страхова в разделе Богословие -> Таинство Брака). Существует ли вообще в Церкви сформированное учение о превосходстве девства или это можно отнести к разряду частных мнений? Спасибо.
4 Ответа
Здравствуйте. И Слово Божие и учение Церкви говорят о превосходстве безбрачия (не только монашества):
Желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе. Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться (1Кор.7:6-8).
Девство лучше супружества для того, кто в силах его сохранить в чистоте. Именно об этом сказал Господь Иисус Христос: "Не все вмещают слово сие, но кому дано… Кто может вместить, да вместит (Мф. 19:11–12)" (Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Церкви Восточной).
У этого есть две причины:
1) Безбрачие позволяет более свободно распоряжаться своим временем и безраздельно посвящать его Богу:
Незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу не отвлекаясь (1Кор.7:34-35).
2) Безбрачие - это евангельский совет, а не закон. Соответственно, тот кто добровольно отказывается от семейных радостей, может ожидать особой награды от Бога. Прп. Дорофей говорит:
Есть в мире великие и знатные люди, которые не только дают дани царю, но приносят ему и дары: таковые сподобляются великой чести, великих наград и достоинств. Так и Отцы: они не только сохранили заповеди, но и принесли Богу дары. Дары же сии суть девство и нестяжание.
Отсюда следует, что речь идёт не о любом безбрачии, а о таком, где человек всецело посвящает себя Богу. Брак не препятствует духовной жизни, но женатому человеку сложнее (а может и невозможно) так безраздельно служить Богу, как это может быть у человека, свободного от брака. О сравнении двух путей христианской жизни хорошо сказал свт. Григорий Богослов:
Ты, о жизнь мирская,
духовной, первой, первенство отдай.
Духовная, мирскою не гнушайся,
но как сестру (пусть младшую) прими.
Что ж? Ведь тому, кто первым быть не может,
Пред Богом не постыдно быть вторым.
Апостол говорит:
Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог. (Евр.13:4)
Итак, брак совсем не плох, иначе Господь не учредил бы его сразу в раю. Другое дело, что безбрачные имеют больше свободного времени и меньше скорбей из-за недостатков своих ближних. Поэтому они могут удобнее нерассеянно служить Богу. Другое дело, что многие брачные так горячо любили Бога и заботились о любви к ближним, что они далеко опередили некоторых монашествующих на пути в Царство Божие. Например, в браке состояли все наши благоверные цари и князья.
Итак, девство является великой добродетелью, но и пребывающие в браке не лишаются спасения только ради этого. О высоте девства можете почитать здесь, например:
Блаженна жизнь счастливых девственников, которые, отрясши плоть, близки к чистому Божеству (свт. Григорий Богослов)
Лучше девственная жизнь, подлинно лучше! Но если она предана миру и земному, то хуже супружества (свт. Григорий Богослов)
Девство есть не простое дело, как может быть кто-нибудь думает, и не к одному только телу относится, но мысленно простирается и проникает во все признаваемые правильными действия души. Ибо прилепившаяся посредством девства к истинному Жениху душа не только будет удаляться от плотских нечистот, но, положив отсюда начало своей чистоте, во всем поступает также с одинаковою непоколебимостью, боясь, чтобы, склонившись сердцем к чему-либо сверх должного, чрез общение с каким-либо злом, не допустить в сию часть души какой-нибудь прелюбодейной страсти... Душа, прилепившаяся ко Господу, чтобы быть с Ним единым духом, заключив как бы некоторый договор совместной жизни, – Его одного любить всем сердцем и душою, не будет уже прилепляться к блуду, чтобы не быть одним с ним телом, также не допустит ничего другого, что противно спасению, так как все нечистые дела тесно связаны между собою, и душа, осквернив себя одним каким-либо из них, не может уже более сохранить в себе непорочности (свт. Григорий Нисский).
Возжелавший стяжать венец чистого, невещественного и нескверного девства, распинает плоть свою подвижническими трудами, умерщвляет уды, яже на земли (ср.: Кол. 3, 5), притрудным и терпеливым воздержанием, истневая внешнего человека, истончевал его и соделывая старческим и скелетным, чтобы беспрепятственнее обновлялся внутренний человек действием благодати ради веры и подвигов духовных, день ото дня преуспевая на лучшее, – возрастая в любви, украшаясь кротостию, обвеселяясь радованием духовным, приемля от Христа залог мира, водясь милостивостию, облекаясь в благостыню, объемлясь страхом Божиим, просвещаясь ведением и разумом (духовным), облиставалсь мудростию, руководясь смиренномудрием. Сими и подобными сим добродетелями обновляемый от Святаго Духа ум приемлет в себя начертание боговидного образа, облекается в умную неизреченную красоту Владычнего подобия и сподобляется богатства духовной премудрости (прп. Марк Подвижник).
Брак – добро, и девство потому достойно удивления, что оно лучше добра, и столько лучше, сколько кормчий превосходнее гребцов и полководец – воинов (свт. Иоанн Златоуст).
Является ли брак препятствием в духовной жизни?
Нет. Совсем не является брак препятсвие в духовной жизни.
Все пути равны и нету лучшего или хужего пути.
- Что человек вступит в брак и заведет семью.
- Что человек останеться вне брака и будет жить в миру.
- Что человек оставит мир и пойдет в монашество.
Посмотрите на святых и прочтите истории их жизни. Одни имели семью (мужа/жену, детей), другие не имели семьи, а третие были в монашестве.
---
Существует ли вообще в Церкви сформированное учение о превосходстве девства или это можно отнести к разряду частных мнений?
Это частное мнение. Временами пагубное. На Вселенском же Соборе постановили, что брак и безбрачие есть равными путями к Богу и нету превосходства ни в одном из них.