Спаси всех Бог!
Буду признателен, если кто-то сможет ответить на мой, возможно, весьма глупый вопрос. Дело в том, что в Евангелии мы можем встретить эпизод, в ходе которого происходит раскаяние распятого по правую от Христа сторону разбойника, благодаря которому разбойник наследовал Царствие Божие. Однако проблема в том, что описание данного эпизода мы встречаем лишь в Евангелии от Луки. Евангелист Лука, в свою очередь, не был свидетелем крестных страданий Христа, и даже тот факт, что он находился в тесном общении с Апостолом Петром не объясняет то, откуда ему известно данное событие (ибо и Апостол Пётр, насколько я помню, не был свидетелем распятия Христа). В то же время в Евангелии от Иоанна, который непосредственно присутствовал в момент распятия, данный эпизод не упоминается (вернее, упоминается лишь сам факт распятия разбойников, без упоминания раскаяния одного из них).
Подскажите пожалуйста, с чем это может быть связано?
Заранее премного благодарен!
3 Ответа
Возможный ответ можно найти в свидетельстве церковного историка Евсевия Кесарийского об апостоле Иоанне:
Когда первые три Евангелия разошлись повсюду и дошли до него, он, говорят, счел долгом засвидетельствовать их правдивость, но заметил, что в них недостает рассказа о первых деяниях Христовых, совершенных в самом начале Его проповеди [...]
Посему-то стали просить апостола Иоанна, чтобы он в своем Евангелии описал время, о котором умолчали прежние Евангелисты и изобразил дела Спасителя, относящиеся к тому времени.
Мы верим Евангелию от Луки не потому, что автор был свидетелем всех описанных там событий, но в силу того, что св. Лука был вдохновлен Святым Духом на написание двух своих сочинений. Кроме того, он очень добросовестно по-человечески подошел к своей задаче и подробно расспрашивал достоверных свидетелей:
Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то́ бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен. (Лк.1:1-4)
Ни одно из Евангелий не претендует на изложение всей полноты евангельских событий. Лишь вместе они дают относительно законченную картину.
Да, действительно. Вы правы!
Евангелия ни в коем случае не противоречат друг другу, а лишь дополняют. Это как свидетельские показания на суде. Один свидетель увидел что то одно и описал это подробно, другой другое, третий ещё что то особенное. А в целом из их показаний складывается полная картина того, что произошло на самом деле. Как раз такая разность и своеобразность изложения евангельских событий и доказывает их достоверность, то что апостолы между собой не сговариваясь писали Евангелия. Церковь очень строго отбирала на Вселенских соборах книги в канон Святого Писания с молитвой и по особым критериям. До сих пор известны неканонические апокрифические евангелия, которые Церковь не приняла. А как известно, на Соборах было много святых мужей, и не доверять их мнению нет никаких оснований.
Спасибо огромное за ответ! Вы очень помогли. Спаси вас Бог!