3 Ответа
Митр. Иларион (Алфеев) пишет: "Почему этот рассказ, несмотря на свою исключительную важность, обойден вниманием тремя Евангелистами-синоптиками? Этот вопрос занимает умы ученых с самого момента зарождения библейской критики" (Четвероевангелие, т. 2, с. 328)...
Вопросы подобного рода достаточно сложны для ответа, потому что приходится рассуждать гипотетически. Почему только евангелист Лука описывает рождество Христово, тогда как другие евангелисты об этом умалчивают? Почему только он описывает события Благовещения и Сретения? Почему Иоанн Богослов иным образом описывает время пасхальной вечери (синоптики - как пасхальную, Иоанн - как совершенную за 2 дня до Пасхи)?
Начнем с того, что многое и другое сотворил Иисус; но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. (Ин. 21:25). Далеко не все чудеса и слова Христовы записаны в Евангелиях. Соответственно, каждый евангелист выбирал из предания то, что соответствовало его целям. По традиционной версии евангелист Марк писал со слов апостола Петра - возможно, ап. Петр в своей проповеди не упоминал воскрешения Лазаря. Точно также апостол Лука, писавший на основе проповеди апостола Павла, скорее всего не имел информации о воскрешении Лазаря.
Есть также версия о том, что синоптические Евангелия сформировались вокруг конкретных локальных древних традиций, в каждой из которых излагалась суть проповеди Христа по-своему, со своего ракурса.
Евангелист Иоанн писал позднее синоптиков и потому имел возможность восполнить их повествование, описать те события, которые они пропустили (правда, все равно неясно, как можно было пропустить столь значимое чудо, самое грандиозное из всех чудес Христа).
Наконец, есть популярное консервативное объяснение, по которому синоптики не упоминали о Лазаре ради его безопасности, опасаясь, как бы иудеи не отыскали и не убили Лазаря, который своим фактом и примером подтверждает истинность христианства. Мне лично эта версия кажется сомнительной, но она существует.
Митрополит Филарет (Вознесенский):
"Часто спрашивают: вот так подробно описал святой евангелист Иоанн Богослов это чудо, но почему другие евангелисты совсем о нем молчат? Многие чудеса описаны не в одном каком-либо Евангелии, а в нескольких, а три евангелиста ни слова не говорят об этом чуде. Но это объясняется тем, как указано нам из древности еще святыми отцами, что книжники и фарисеи, враги Христовы, были страшно озлоблены на воскрешенного Лазаря. Когда три евангелиста, – Матфей, Марк и Лука, – писали свои Евангелия, Лазарь был еще жив (был епископом на острове Крите). Оберегая его от злобы врагов, евангелисты не упомянули об этом совсем. А евангелист Иоанн писал свое Евангелие позднее других, когда Лазарь уже отошел из этой жизни в лучший мир. Поэтому он об этом так подробно и написал, уже не опасаясь ничего. Мы с вами из его же Евангелия знаем, что когда это чудо потрясло всех, то книжники и фарисеи решили, что они вместе со Спасителем и Лазаря убьют".
Источник: Проповеди митр. Филарета. Великий Пост.
На такие вопросы теперь вряд ли можно найти точный ответ, поскольку нет возможности спросить самих авторов. Мы точно не знаем, почему синоптики (Матфей, Марк, Лука) не написали об этом. Святые отцы тоже в подобных случаях не ставили себе таких вопросов, но старались уяснить, какое отношение тот или иной евангельский рассказ имеет к верующим.
О евангелисте Иоанне традиционно полагается, что он писал позднее остальных и дополнил повествование остальных недостающими деталями, особенно обращая внимание на богословский смысл событий. Мы можем только догадываться, что воскрешение Лазаря для св. Иоанна является подтверждением истины, сказанной Спасителем как раз перед этим чудом: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет (Ин.11:25). Предваряя тем самым Своё Воскресение и будущее воскрсение мёртвых.