Здравствуйте.
Недавно я прочитал книгу о новомучениках и хотел бы узнать, почему в отношении церкви и духовенства в советское время применялись такие жестокие репрессии и гонения. Можете ли вы назвать причины, помимо идеологических, которые побудили Советскую власть пойти на такие зверства?
4 Ответа
Помимо идеологических причин можно назвать и другие (относительно преследования духовенства в первые годы советской власти).
- Экономические. Под предлогом борьбы с голодом в Поволжье (1921-1922 гг.) государство начало масштабную кампанию по изъятию золотых и серебряных предметов из храмов. Духовенство, сопротивлявшееся этому, обвинялось в пособничестве голоду и саботаже, что становилось формальным поводом для ареста и расстрела. Кроме того, Церковь была крупным собственником (земли, здания, предприятия) и получала значительные доходы от пожертвований. Уничтожение духовенства было частью политики уничтожения любого независимого от государства экономического центра.
- Борьба за влияние. Церковь на протяжении веков была идеологическим стержнем империи. После революции она оставалась единственной легальной общероссийской структурой, обладавшей огромным авторитетом в народе, особенно в крестьянской среде. Большевики видели в ней прямого конкурента в борьбе за умы и лояльность населения. Многие представители духовенства открыто осуждали революционный террор, а некоторые симпатизировали белому движению. Это позволяло советской власти представлять всю Церковь как политического врага, «контрреволюционную организацию». Любой священник мог быть обвинен в шпионаже или пособничестве белогвардейцам по надуманному предлогу. Церковь была единственным институтом, способным объединить людей поверх классовых барьеров. Разрушая её структуру и уничтожая наиболее авторитетных пастырей, власть лишала общество точки сборки для потенциального сопротивления.
-
Уничтожение «старой интеллигенции». Духовенство было частью дореволюционной интеллигенции, носителем традиционных ценностей, образования и культуры. Уничтожение духовенства было частью более широкой кампании по ликвидации «старого мира» и созданию «нового человека».
- Поддержка обновленчества. В 1920-е годы советская власть активно поддерживала обновленческое движение, которое выступало за лояльность советскому строю и реформы в Церкви. Традиционное («тихоновское») духовенство, верное Патриарху Тихону, рассматривалось как главное препятствие на пути контроля над Церковью через обновленцев. Репрессии были направлены именно на уничтожение «тихоновцев» как наиболее авторитетной и многочисленной группы.
Советская власть в целом и наиболее выдающиеся ее представители в частности были водимы духом антихристовым, духом ненависти к Христовой Церкви и лично к Иисусу Христу. Отсюда репрессии в отношении Церкви и верующих, закрытие и взрывы храмов, неоднократные попытки физически упразднить Православную Церковь в стране. Несмотря на то, что на местах бывали тайные верующие-коммунисты, общий вектор отношения к Церкви был именно таков.
Атеистическая идеология и пропаганда стала не причиной, а результатом такого богоборческого внутреннего устроения вождей коммунизма и их последователей. Впрочем, для советских людей второго-третьего поколений она одновременно была и причиной, и результатом.
Великое чудо Божие, что Церковь пережила эти гонения.
Здравствуйте, Илья! Милости Вам Божией.
Гонения на Церковь в советское время были вызваны не только атеистической идеологией. Ключевая причина — в том, что большевики видели в Церкви мощного конкурента: альтернативный центр власти, авторитета и влияния на народ, который мешал установлению их тотального контроля.
Помимо борьбы с верой как таковой, существовал ряд других, вполне прагматичных для советской власти причин для уничтожения духовенства и верующих.
Во-первых, Церковь обладала собственной, независимой от государства, вертикалью власти и авторитетом, укоренённым в тысячелетней истории народа. Епископы и священники были лидерами мнений, к их слову прислушивались миллионы. Для тоталитарного режима, стремящегося к полному контролю над обществом, такое положение дел было недопустимо. Нужно было уничтожить любой альтернативный источник авторитета.
Во-вторых, Церковь предлагала иную систему ценностей. Евангельская мораль, заповеди о любви к Богу и ближнему, смирении и прощении прямо противоречили идеологии классовой ненависти, культу насилия и обожествления государства. Священник, проповедующий с амвона, был прямым конкурентом партийного агитатора.
Ещё одной весомой, хотя и цинично прикрываемой, причиной была материальная. Молодому советскому государству требовались огромные средства для индустриализации и ведения гражданской войны. Церковь же обладала значительными ценностями, накопленными за века.
Кампания по «изъятию церковных ценностей» в 1922 году, формально проводившаяся под предлогом помощи голодающим, на деле преследовала две цели:
1. Получить ресурсы для укрепления собственной власти.
2. Лишить Церковь материальной базы и возможности помогать людям, тем самым подорвав её авторитет.
Сопротивление духовенства этому грабежу представлялось как контрреволюционная деятельность и становилось поводом для арестов и расстрелов.
В рамках марксистско-ленинской идеологии духовенство было объявлено «классово чуждым элементом». Священников причисляли к эксплуататорским классам старого мира, которые якобы веками обманывали и угнетали трудовой народ.
Этот ярлык «врага народа» и «пособника контрреволюции» давал идеологическое оправдание для самых жестоких репрессий. Любое действие священника — от совершения богослужения до отказа сотрудничать с ОГПУ — могло быть расценено как антисоветская агитация, что каралось расстрелом.
Наконец, нельзя упускать из вида и духовную подоплеку этих событий. Церковь по своей природе является Царством «не от мира сего» (Ин.18:36), и мир, лежащий во зле, всегда будет враждебен ей.
Господь Иисус Христос прямо предупреждал Своих учеников: «Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин.15:20). Поэтому гонения для Церкви — это не историческая случайность, а закономерное состояние. Подвиг новомучеников, которые предпочли смерть отречению от Христа, стал величайшим свидетельством веры в XX веке и духовным фундаментом, на котором Церковь стоит и сегодня.