5 Ответов
Кто лучше видит: человек с хорошим зрением или плохим? Святые - это духовно здоровые люди, поэтому они имели от Бога дар (благодать) истинного видения себя. То, что для нас мелкий грех (например, греховная мысль), ими воспринималось как преступление перед Богом.
На белой рубашке и небольшое пятно будет уродством, а на чёрной его будет и не заметно. Так и с душой.
См. Смирение святых.
У преподобного аввы Дорофея есть поучение о старце Зосиме. Его еще при жизни называли святым, но старец считал себя грешником. На вопрос: «Почему?» – он ничего не мог ответить, он просто так чувствовал.
"Некогда авва Зосима говорил о смирении, а какой-то софист, тут находившийся, слыша, что он говорил, и желая понять это в точности, спросил его: «Скажи мне, как ты считаешь себя грешным, разве ты не знаешь, что ты свят? разве не знаешь, что имеешь добродетели? Ведь ты видишь, как исполняешь заповеди: как же ты, поступая так, считаешь себя грешным?» Старец же не находился, какой ему дать ответ, а только говорил: «Не знаю, что сказать тебе, но считаю себя грешным». Софист настаивал на своём, желая узнать, как сие может быть. Тогда Старец, не находя, как ему это объяснить, начал говорить ему с своею святою простотою: «Не смущай меня; я подлинно считаю себя таким».
Видя, что Старец недоумевает, как отвечать софисту, я сказал ему: «Не то же ли самое бывает и в софистическом, и врачебном искусствах? Когда кто хорошо обучится искусству и занимается им, то, по мере упражнения в оном, врач или софист приобретает некоторый навык, а сказать не может и не умеет объяснить, как он стал опытен в деле: душа приобрела навык, как я уже сказал, постепенно и нечувствительно, чрез упражнение в искусстве. Так и в смирении: от исполнения заповедей бывает некоторая привычка к смирению, и нельзя выразить это словом». Когда авва Зосима услышал это, он обрадовался, тотчас обнял меня и сказал: «Ты постиг дело, оно точно так бывает, как ты сказал». И софист, услышав эти слова, остался доволен и согласен с ними."
«В святом человеке должно быть столько же святости, сколько и непонимания своей святости».
(Архиеп. Иоанн (Шаховской)).
Свт. Феофан Затворник пишет об этом так:
Не греши, а все же, как настоящий грешник, кайся и взывай ко Господу о помиловании. Когда будешь так настроен, значит стоишь во истине; коль же скоро поддашься на праведность и станешь считать себя безгрешным, знай, что ты уклоняешься от пути правого и пошел к тем, которым нет спасения. Как совместить исправную жизнь с чувствами грешности - об этом спрашивают только книжники, которые пишут, а не делают; кто идет деятельным путем, для того это ясно до того, что он понять не может, как можно быть тому иначе.
Потому что святые имели смирение.
Вспоминаются слова Сократа: "Я знаю, что ничего не знаю". Чем выше человек поднимается в любой области, тем больше он понимает, сколько у него недостатков. Это свойственно как людям разума, так и людям духа. Поэтому святые, всё больше приближаясь к Богу, Который есть свет, и нет в Нем никакой тьмы (1Ин.1:5), всё больше видели в себе недостатки, откуда и проистекало их смирение.