Я понимаю, что в лавках это как бы рекомендуемое пожертвование, но ведь если я вижу животное, которое плавает, как утка, крякает, как утка, и делает всё, как утка - то это утка. Вот и я вижу место с ценниками, как в магазине; кассой, как в магазине; полками, как в магазине.
Я живу недалеко от Новосибирска. На медовый Спас на территории кафедрального собора устроили ярмарку мёда. Это разве не прямое нарушение 76 правила Шестого Вселенского Собора: „Никто не должен внутри священных оград корчемницу, или различныя снеди поставляти, или иныя купли производити, сохраняя благоговение к церквам. Ибо Спаситель наш и Бог житием своим во плоти поучая нас, повелел не творити дому Отца Своего домом купли. Он и пеняжникам рассыпал пенязи, и изгнал творящих святый храм мирским местом (Иоан. 2:15-16). Посему аще кто будет обличен в реченном преступлении: да будет отлучен”.
Такое ощущение, как будто это правило писалось именно для этой ситуации...
Ладно бы ещё это организовал отдельный настоятель, - так это по благословению нашего Владыки, что прямо в рекламе и написано...
4 Ответа
Действительно, как не назови ёжика, гиппопотамом он от этого не станет. Если это магазин, то это магазин. Не будем сейчас подробно разбирать вопрос на какие средства содержатся храмы и штат сотрудников, но очевидно, что церковная лавка - это один из весомых способов получения дохода для этих целей. В большинстве случаев проданные в лавке товары и пожертвования а требы - это единственный источник дохода в храме. А приходы, сами понимаете, бывают и бедные. Государство идет навстречу Церкви и не облагает налогом продаваемый в храмах товар. Но необходимо соблюсти формальную юридическую сторону вопроса, поэтому вырученные от продажи средства именуют рекомендованными пожертвованиями, поскольку пожертвования не облагаются налогами.
Что же касается организации медовой ярмарки на территории собора, то и тут есть две стороны медали. С одной стороны есть каноническое правило, которое вроде как довольно четко описывает как должно сохранять благоговение перед храмом. Но что же тогда будем делать с церковными лавками? Там тоже «купли производятся», пусть и названо это передачей рекомендованных пожертвований за предлагаемый товар. Где же поставить эту самую церковную лавку, если не территории храма? За территорией нельзя, это уже совсем другая история с совсем другими правилами (разрешениями, налогами и т.д.). Вся проблема в том, что Церковь практически закрыта в рамках храмов. И единственная возможность сделать хоть что-то - сделать это на территории храма. Если только не находится иной возможности устроить ту же медовую ярмарку где-то на городской площади, с разрешения властей. Вряд ли такая проблема имела место в древности, когда был написано данное каноническое правило.
Да, это прямое нарушение канона, которое, к сожалению, распространено. Этой проблеме посвящена отдельная статья.
Спасибо!
Александр, в Церкви всегда были грешники, которые усердно совершали свои грехи. Были и другие грешники, которые осуждали первых, но при этом оправдывали себя за собственные грехи. Были в ней всегда и святые, которые исполняли заповеди Божии, укрепляемые божественной благодатью, при этом они осуждали себя и любовью покрывали чужие грехи.
К какой из этих трех категорий членов Церкви Вы желаете относиться? Лично я - к третьей, поэтому мне не очень интересны чужие грехи и тем более их осуждение.
Спасибо!