6 Ответов
Запрета Вселенских Соборов на орган не было по той причине, что тогда эта мысль никому в голову еще не приходила. Однако в Западную Европу органы пришли именно из Византии: византийские императоры в VIII в. дарили органы Карлу Великому и его отцу Пипину Короткому.
По какой же причине мы не используем орган в богослужении? Потому что это высокая душевная музыка, а богослужение не душевно, но духовно. Оно призвано не столько пробуждать в нас какие-то эмоции, сколько прямо соединять с Богом в молитве. Для этого и церковное пение совершается только голосом, хотя и разными распевами. Орган же, как и всякий механический посредник, мешал бы правильной молитве.
Надеюсь, Вы понимаете, что насколько мешает молитве орган, столько же (если не больше) мешает вычурное барочное пение, когда и слов-то не слышно, одни лишь рулады.
Никакими соборами это не запрещается. В Православии практика использования музыкальных инструментов за богослужением малораспространена. Хотя она есть, например в западном обряде. См. подробнее статью на эту тему.
Богослужебные Уставы на востоке привязаны к монашеской традиции.
Да, они имеют многое из Устава Святой Софии. Это вытекает из соборных служб в императорском Константинополе. Именно от Собора Св. Софии в нашем богослужении имеются столь торжественные элементы, и богатое убранство в храмах и в одеяниях священников.
В период формирования богослужебных Уставов (до XIV века) некоторые монахи выступали даже против пения в храмах.
По моему мнению, музыкальные инструменты не применялись так же потому, что в языческой традиции используют искусственные звуки - стуки, удары, свисты, щелчки.
Сформированные богослужебные Уставы жили в монастырях, и приходские храмы ориентировались на эту традицию, которая достаточно консервативна в отношении телесного чувствования.
Потому, музыкальные инструменты в принципе не могли появиться в нашем богослужении.
Запретов, действительно, нет. В определённом смысле за богослужением используется лучший музыкальный инструмент - человеческий голос, наиболее подходящий для прославления Господа.
Нельзя сказать, что музыкальные инструменты удалены совсем - у нас ещё присутствуют колокола, которые сопровождают самые важные моменты богослужения, а также имеются бубенчики на кадиле и облачении епископа, издающие "сакральное звучание".
По поводу возможности использования музыки исследователь этого вопроса протоиерей Димитрий Кулигин замечает:
"...полезность внедрения каких-либо других музыкальных инструментов – органа ли, гитары ли или ещё чего-либо – весьма и весьма сомнительна и может привести к серьёзным и опасным духовно-тектоническим изменениям православной почвы", поскольку "церковная традиция – это живой организм, однако этот живой организм принимает те или иные формы не по прихоти какого-то выдумщика, а по вполне определенным причинам, которые призваны оберегать его от тлетворного влияния мiра. «Форма дух бережет» – это не пустые слова. Форма – своего рода броня. И если броню сделать не из прочного металла, а из какого-нибудь материала, который, возможно, моден, красив и изящен, но непрочен, то охранная задача просто не будет выполнена".
Потому что богослужение - это не концерт. И возбуждение эмоций при молитве - негодное дело.
Что касается колоколов, то они призывают к молитве или обозначают важные части богослужения.
Если вспомнить о пении, то оно совершается человеческим голосом и в идеале достаточно монотонное (современный партес - католическое влияние).