Я еще только на пути к вере. По образованию юрист. Хочу спросить, как церковь относится к преамбуле закона "О религиозных объединениях"...
"Признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры,
уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России..."
Из такой формулировки следует, что православие в России имеет особую роль, а христианство "просто уважают", как ислам, буддизм или другие религии.
Хотя с точки зрения теологической это полный абсурд, насколько я понимаю, потому что православие - это одна из ветвей христианства и есть.
Эта путаница приводит к тому, что от людей я слышу, что православные - не христиане, они славят то ли правь, то ли навь, да и вообще православие - это просто "почитание традиций", "предков" и так далее.
Почему законодатели допустили столь грубую ошибку, если они считают себя христианами? Спасибо.
6 Ответов
Анна, существует православное христианство, иногда для краткости говорят "я православный" или "я христианин".
Что касается составителей обсуждаемого текста, то невозможно быть христианином и уважать, например, религию ислам, которая отвергает Святую Троицу и богочеловечество Христа. Ведь апостолом ясно сказано:
Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына. Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца. (1Ин.2:22-23)
Хотя, Вы верно написали: "если они считают себя христианами".
Закон особо и оправданно выделяет Православие, поскольку Россия состоялась в современном виде именно под сенью Православной Церкви.
Для огромного числа князей, царей и императоров, полководцев, чиновников облечённых государственной властью на территории России, Христос, Церковь, вера, Православие являются внутренней личностной ценностью, определяющей их взгляды на мир, жизнь и принимаемые решения.
Политика привела к включению многих неправославных (христианских и не совсем) народов в состав Российской Империи.
Православие не приемлет насилие в вопросах веры, а где это происходило не приносило результатов. Потому государственные власти России вполне по-православному считаются с наличием иных традиционных верований, проявляя уважение к тем, кто оказался в одном социуме.
Всё вместе обеспечивает равные возможности российского гражданства.


Не знаю в чём спорное утверждение, поскольку источником и столпом СССР являлась Россия. Или наоборот?!

Не сказала бы, что «столпом». Не самый удачный термин в данном случае. Так как Российская империя и СССР очень разные и по общественному устройству, и по идеологии. Я бы даже сказала, что во многом антиподы.
Российская империя была воцерквленной, ни брак, ни рождение, ни смерть не проходили без участия Церкви, за то, что ты пропустил больше трех литургий — могли заклевать свои же и отлучить. СССР откровенно высмеивал религию, и если на работе узнавали, что ты верующий, носишь крест — это был позор.
Российская империя была сословным (считай кастовым) обществом, где человек рождался крестьянином и умирал крестьянином чаще всего. СССР не признавал никаких сословий, уравнял всех, даже зарплата у всех была примерно одинаковой.
Что вы видите похожего в этих двух государствах? А современная Россия впитала в себя все подряд, у нас можно встретить даже православных коммунистов и православных атеистов. И эти атеисты явно не согласны с тем, что они воспитаны под сенью православной церкви.

Я понимаю, что многим людям не интересно происхождение Отечества. Но фактам плевать — Россия в современном виде состоялась благодаря Христу и Его Церкви.

А Россия дореволюционная, которая была намного более верующей, чем сегодняшняя Россия, — благодаря чему состоялась?
Что касается происхождения Отечества — это вам к историкам. Хотя сейчас в кого ни ткни — всякий большой историк. Точнее, считает себя таковым. Даже трудно посоветовать вам, к кому именно обратиться.

Именно та, дореволюционная Россия, состоялась Божией помощью и искренней верой во Христа моих предков.
Я читал не историков, но первоисточники, документы и авторов той поры.
Вот, например, Слово о Законе и Благодати (XI век), составленное в похвалу князя Владимира. Я был потрясён когда впервые прочитал этот замечаительный текст митрополита Иллариона. Этот текст времён ранней Руси поражает своей полнотой, грамотностью, слогом, идеей. Оно составлено не греком, но киевлянином. Наберитесь вдохновения, сил, времени и прочитайте
https://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Kievskij/slovo_o_zakone_i_blagodati/
Доброго дня!

О, сердечно благодарю за интересный материал!
Православие - это не ветвь в христианстве, а особая конфессия, отождествляющая себя с первоначальной апостольской Церковью. Именно Православная Церковь, в самом деле, сыграла решающую роль в сохранении и развитии Российского государства и русской ментальности.
От других христианских конфессий Православная Церковь отличается другим вероучением, нравоучением и нормативным образом спасения. Однако существуют и некоторые общие христианские идеи и концепции, которые одинаково разделяют православные, католики и протестанты. Поэтому закон не ошибается.
Что касается прави и нави, это неоязычники. Они не имеют никакого отношения к Православной Церкви.

В таком случае, не логичнее ли было бы написать так:
“Признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры,
уважая католицизм, протестантизм, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России…”
Но противопоставлено именно христианство в целом. Что как бы очень смущает. Потому что, как ни крути, но 10 заповедей Господних разделяют и православные, и католики, и протестанты. Да, есть разногласия по догматике, по устройству церкви, но и Библия у всех одна, и десять заповедей одни и те же.

Я думаю, это хитрый финт законодателей, как благодаря особой исторической роли православия дать бонусы католикам и протестантам, которые не только не стали у нас культуро- и государствообразующим, но на определенных этапах бывших угрозой существованию России как государства и русских как нации. То есть перед нами типично иезуитская законодательная формулировка.
Относительно десяти заповедей хотел бы уточнить: они содержатся в Ветхом Завете. Поэтому они общие не только у всех христианских деноминаций, но и с иудеями.

Спасибо за подробное пояснение. Есть над чем подумать…
Насчет заповедей и иудеев — совершенно верно. Но в моем понимании христиане с иудеями, всё же, и ближе, чем с мусульманами или буддистами. И жили бок о бок, и вообще. Я с большим уважением отношусь к еврейскому народу, жаль только, что они так и не поняли, что Мессия уже приходил на Землю. Мы все грешны и не всегда осознаем свои поступки.
Поскольку Вы спросили термин, то отвечу цитатой из словаря:
ПРАВОСЛАВИЕ — славянский эквивалент ортодоксии (греч. ortodoxia — правильное знание). Термин впервые употребляется во 2 в. в противоположности с гетеродоксией (греч. geterodoxia- заблуждение еретиков). Первоначально П. было одним из многих названий единой Церкви (Единая, Святая, Соборная, Апостольская, Христова и пр.), которые сохраняются за ней и поныне. Но начиная с 1054, после разделения Церквей (см. ФИЛИОКВЕ), возникает необходимость наименования частей с целью их различения. За Восточной Церковью (Константинопольский, Иерусалимский, Антииохийский пат-риархаты, Кипрская и Грузинская архиепископии) закрепляется название — «Православной Церкви»; за Западной (Римский патриархат и подчиненные ему диоцезы) утверждается название «Католической Церкви» (т.е. Соборной, включающей в себя всех истинно верующих независимо от места и времени их жизни)...
Источник: Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. // Под ред. Грицанова / Минск: Книжный Дом, 2003. - 1280 с., С.792
Эта путаница приводит к тому, что от людей я слышу, что православные — не христиане, они славят то ли правь, то ли навь, да и вообще православие — это просто “почитание традиций”, “предков” и так далее.
Анна, думаю, что люди, которые говорят такие вещи, не знакомы ни с христианством, ни с законом "О религиозных объединениях" и вряд ли их слова хоть каким-то образом связаны с формулировками в законе. То есть "путаница в законе" никак не связана с путаницей в их головах или пробелом в знаниях. Но на самом деле никакой путаницы в законе нет. Давайте читать вместе.
Федеральное Собрание Российской Федерации,
подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений,
основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством,
признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры,
уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России,
считая важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания,
принимает настоящий Федеральный закон.
Федеральное собрание... подтверждая право на свободу... основываясь на том, что РФ является светским государством... признавая особую роль православия... уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии (читайте уважая все религии), составляющие неотъемлемую часть исторического наследия... считая важным содействовать достижению взаимного понимания... принимает закон.
Не вижу никаких противоречий в том, что Федеральное Собрание признает особую роль православия в истории России, при этом уважает все религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России.
«Россия состоялась в современном виде именно под сенью Православной Церкви» — исторически спорное утверждение, вы куда-то выкинули почти восемьдесят лет воинствующего атеизма при СССР. Между прочим, Храм Христа Спасителя-то взорвали не враги с Запада и не Османская империя, а наши сограждане… К сожалению. Это факт, как бы неприятен он ни был.
Но мой вопрос был не об этом. Почему в законе христианство стоит особняком. Да и по опросам очень многие соотечественники считают себя православными, но не считают себя христианами.