Здравствуйте. Такой вопрос. Когда родился Господь наш Иисус Христос, к нему пришли и поклонились волхвы, в то же время духовенство ожидающие приход Спасителя, в основе своей не только проигнорировали, но и всячески воспротивились принятию Иисуса Христа, как посланного им Спасителя. Христианская церковь порицает и не одобряет всевозможные гадания и прорицания. Т.е. то чем собственно и занимались волхвы, которые и узнали о рождении Спасителя и первые из людей приветствовали Господа нашего Иисуса Христа, признали его Царем Иудейским и принесли Ему дары. Фактически же, в Новом Завете встречаются прямые осуждения различных вариаций ворожбы. Т.е. деятельность волхвов (они же прорицатели, ворожеи и т.д.) категорически неприемлема христианским миром. Почему же так?
Отчасти я понимаю ответ. На момент становления Христианской Церкви, необходимость бороться против языческих течений и иных культов и обрядов была крайне необходимой. Борьба за влияние вынуждала сформировать достаточно жесткую позицию для противодействия и искоренения проявлений языческих и иных форм обрядов и верований. Но думаю это лишь малая часть ответа.
Но почему же мне неловко пред волхвами? Ощущение неблагодарности по отношению к людям, которые первые признали и приветствовали Господа нашего Иисуса Христа.
Прошу простить за длинный вопрос. Понимаю, что ответ возможно будет более сложен. Если вопрос не пройдет модерацию я пойму. Сам в ворожбу не верю, считаю их в современном мире, детскими забавами, а иные формы откровенным мошенничеством. Но очень хочется разобраться хотя бы с одним из множества вопросов, которые часто не дают покоя. Спасибо.
4 Ответа
Свт. Иоанн Златоуст даёт такой ответ:
Ты спросишь, для чего Бог привел волхвов к Христу таким явлением? А как же бы надлежало? Послать пророков? Но волхвы пророков не приняли бы. Дать глас свыше? Но они гласу не вняли бы. Послать ангела? Но и того не послушали бы. Поэтому Бог, оставивши такие средства, по особенному Своему снисхождению употребляет для призвания их то, что было им больше знакомо: показывает большую и необычайную звезду, чтобы она поразила их и величиною, и прекрасным видом, и необыкновенным течением. Подражая этому, и апостол Павел, когда рассуждает с эллинами, начинает речь с жертвенника, и приводит свидетельства из их стихотворцев; а когда проповедует иудеям, говорит об обрезании, – уча живущих под законом, начинает с жертв. Так как всякий любит то, к чему привык, то к этому применяются и Бог и люди, посылаемые Им для спасения мира. Итак, не думай, чтобы недостойно было Бога призывать волхвов посредством звезды; иначе должен будешь отвергнуть все иудейское – и жертвы, и очищения, и новомесячия, и ковчег, и самый храм, потому что все это допущено по языческой грубости иудеев. И Бог для спасения заблуждающихся с небольшим изменением допустил в служении Себе то, что наблюдали язычники при служении демонам, чтобы, понемногу отвлекая от языческих привычек, возвести к высокому любомудрию. Так поступил он и с волхвами, благоволив призвать их явлением звезды, чтобы потом удостоить высшего. Побудивший их идти и руководствовавший в пути, после того как поставил пред яслями, наставляет их уже не чрез звезду, а чрез ангела; таким образом, понемногу они восходили к высшему.
Почему бы не призвать волхвов? Призвание людей определённой профессии не означает полного одобрения их деятельности: Дух дышит, где хочет (Ин.3:8). Савл был фарисеем, которых так много обличал Спаситель во время земной жизни, и его призвание не означает признания Богом правоты фарисейского учения. Поэтому проблема в самой постановке вопроса.