Доброго времени суток, люди добрые, здравствуйте, всяческих Благ подай Вам Господь, Любви побольше! Священник Евгений на один вопрос отвечал так «Однако считать, что Вы не совершили ничего доброго, или обесценивать сделанное – это состояние, которое может быть проявлением уныния или гордыни. Правильно будет видеть свои ошибки, но при этом благодарить Бога за любую возможность сделать добро, даже если оно кажется незначительным.» А я читал следующие два места - первое, вроде бы у святителя Игнатия «смиренная мысль, что не имеешь ни одного доброго дела уже достаточна для спасения » , а второе - некий святой говорил «когда я был молод, думал, что какое-то добро делаю, а когда состарился, понял, что ни одного доброго дела не имею». Но ещё читал, что мол, добрые дела - это Надежда, что на мытарствах оправдан будешь. Видите, одни - одно говорят, другие - другое, как тут быть? Благодарю, с уважением.
1 Ответ
Одно дело не приписывать себе заслугу добрых дел, другое дело - совсем отрицать, что их совершаешь. Последнее было бы попросту неправдой, потому что совершение добрых дел - это одно из условий спасения. В связи с этим приведу рассуждение митрополита Стефана (Яворского), которое может прояснить Ваш вопрос:
Из-за немощи человеческого естества, склонного к гордости, и из-за неизвестности добрых дел, и из-за страха тщеславия лучше и тверже все упование возлагать на одно Божие милосердие и на Его благость.
Это определение означает не то, что якобы не нужно человеку иметь попечение о добрых делах, или якобы напрасно на них упование, но говорим только то, что лучше и тверже добрые дела как бы забывать, а взирать на одно Божие благоутробие.
Первая, потому что без откровения Божия никто не может достоверно знать, имеет ли он поистине добрые дела и претерпит ли в них до конца.
Вторая причина, что для человеческого естества, склонного ко злу, может быть искушение тщеславием и гордостью, рождающимися от помысла о своих добрых делах. И в этом смысле Христос говорит: когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие (Лк.17:10). В том же смысле говорит и пророк Даниил: уповая не на праведность нашу, но на Твое великое милосердие (Дан.9:18). <...>
В первом определении мы ясно сказали, что упование в первую очередь подобает возлагать на Бога, но так как и добрые дела являются причиной спасения, как мы показали это в первой части сего догмата, поэтому хорошо и праведно иметь некоторую надежду и на добрые дела, но со смиренномудрием, а не с гордостью. И это мы показали из Священного Писания, в котором многие святые уповали сначала именно на Бога, а потом и на свои добрые дела. Но никто не дерзнет назвать этих святых мужей фарисеями, так как фарисей это делал с гордостью, унижая мытаря, а святые хвалятся добрыми делами со смиренномудрием, приписывая все свои добрые дела Богу и Его благодати, как ясно говорит апостол Павел: но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною (1Кор.15:10). То же означают и эти слова: хвалящийся хвались Господом (1Кор.1:31).
Но во втором определении мы добавили и то, что если из-за немощи человеческой наступает опасность тщеславия и гордости, то лучше и тверже уповать на одно Божие благоутробие.