- Всем доброго времени суток. Меня уже два года мучают тяжёлые размышления. Тогда я решил просто ради интереса с некоторой даже ухмылкой задаться вопросом, «всякое ли удовольствие грех?», На что был чёткий и ясный ответ на портале экзегет,что нет,не всякое. Но, капнув глубже, я ужаснулся, встретив в некоторых размышлениях святых отцов то,что любое удовольствие, вообще любое - это страшный грех и уводит от Бога. Пусть то удовольствие даже выпить кофе, погулять по городу/природе, съездить на море, фильм посмотреть, погулять , пообщаться с друзьями, на машине/мопеде/самокате погонять. Якобы утверждается,что раз это нравится, есть привязанность в сердце к этому, страсть,"Любовь к миру » и тому подобные вещи. Не говоря уж тем более о таких «жутких» удовольствиях которые явно греховное,но оно и понятно,и не вызывает никаких вопросов (пьянство, обжорство, блуд, злые насмешки и тому подобные вещи).я ужаснулся. Ведь в жизни так многие вещи приносят радость, интерес, удовольствие,тем более когда тебе всего 18 и жизнь только начинается.... (Закончиться то она может в любой момент, это понятно)и тут слышишь то, что «отрекись от всего, будь только духовным, всё земное мерзость, делай только необходимое,а остальное молись и постись, изнуряй свое тело, специально его ослабляй и так далее». Ну ведь если делать всё без интереса, какого-то погружения в дело, жизнь будет крайне пресной и скучной. У одного св.отца видел рассуждения,"что есть мирское ,что грешно?» На что ответ- все грешно,что делается не по необходимости,а по желанию. Хахах, вот тут и попался я , голубчик! Хочешь кофе попить, - грех! Угождение чреву! Нет же необходимости! Хочешь на машине погонять, погулять где-нибудь, что-то новое узнать, путешествия и тому подобное - грех! Страсть! Это все от мира, потому что нет необходимости и чисто ради отдыха и удовольствия. С друзьями хочешь сходить на какой-нибудь фестиваль и тому подобное - ну тут уж страшное дело,похоть мирская. Что вот,нет у христианина в жизни места для веселья и удовольствий,может только прямо чуть чуть. И всё в подобном духе у многих святых отцов. (св. Игнатий Брянчанинов, Иоанн Кронштадский, Никодим Святогорец, Тихон Задонский пишут подобные вещи,не говоря уж о пустынниках).Однако некоторые другие святые отцы,и вышеуказанные в других местах так не говорят. Про доброе удовольствие говорят Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин и некоторые другие. И получается, видимо,что раз есть согласие святых отцов, что спастись нельзя,живя полноценной счастливой человеческой жизнью. Только страдания и бесконечные самограничения. (Есть же такая популярная мысль,что христианин вот обязательно всю жизнь должен страдать). Собственно говоря, зачем нужна такая жизнь? Создаётся впечатление, что истинный христианин - странный, измождённый,тощий человек который только ходит на работу и в церковь,а в остальное время сидит дома и молится. И главный вопрос - правда ли всё то,что как я описал? Так ли в действительности это? Запрещена ли счастливая, человеческая жизнь? То самое простое человеческое. Разве нельзя умеренно искать здравых удовольствий?А не только «небесное и горнее». Когда у меня такие мысли, прихожу в уныние и отчаяние,нет никакого желания стать Христианом, и в земной жизни даже ничто не приносит радости и интереса, а только злоба,боль, ненависть ко всему. Да, я слабый,немощный человек. Я не могу без земных утешений и благ. Не могу без удовольствий. Может быть,это и страсть, может быть,я миролюбец и страшный грешник... Но как и обязательно ли прожить жизнь только в духовном , не любя здраво земное и всё интересное и классное в этом мире.... Ведь мир прекрасен... Спасибо за понимание и ответ...
4 Ответа
Кирилл, как Вы уже заметили, в христианской традиции всегда существовали ригористические и умеренные воззрения на тему удовольствий. Если же мы берем аскетические писания, то там еще следует учитывать особые практики умерщвления плоти, в рамках которых, подвижнику запрещается не только греховное удовольствие, но и некоторые виды позволенных удовольствий. Хотя даже самые строгие аскеты допускали некоторые развлечения, потому что понимали, что иначе человек просто не выдержит и сломается (вспомним историю про прп. Антония Великого и охотника, который натягивал тетиву лука). Все это важно учитывать. Также очень важно учитывать, что наличие каких-то высказываний у святых, даже очень распространенных, не делает их автоматически учением или законом Церкви. Любое самоограничение, не предписанное законами Церкви, может быть только добровольным. Церковь никогда не запрещала верующим умеренно наслаждаться благами, которые создал Бог. Выразителем такого взгляда является, например, прп. Иоанн Дамаскин:
Наслаждение доходит до греха, когда оно вопреки закону природы. Оно же двояко, душевное или телесное: душевное – стремление к славе, а телесное – еда, питие, отдых тела, сон, соитие с женщиной. Все это естественно и хорошо, когда происходит согласно естественному порядку и закону Создателя, и дурно – когда вопреки закону Создателя и естественному порядку и употреблению. <…> телесное наслаждение, еда, питие и прочее, принимаемое согласно естественному употреблению и закону Создателя, есть добро, а когда это происходит против закона Божия по нашей воле и злоупотреблению, зло: например, еда и питие, поскольку они служат для жизни и поддержания тела, – добро, подобно и сон, и общение с женщиной – добро знать собственный сосуд, а пользоваться едой и питьем и женщинами без разбора для неразумных наслаждений, подобно бессловесным животным, – зло» (Против манихеев, 82, 84).
Если мы изучим главный источник для христиан - Библию, то не найдем там ригористичного взгляда, запрещающего любые житейские удовольствия (см.: Притч.5:18-19; Сир.32:1-8; 1Тим.6:17). Есть даже библейский текст, посвященный развлечениям. Иисус, сын Сирахов дает совет человеку не злоупотреблять гостеприимством (не засиживаться за чужим столом), веселье лучше продолжить дома: «Вставай вовремя и не будь последним; поспешай домой и не останавливайся. Там забавляйся (от παίζω – играть, резвиться, забавляться) и делай, что тебе нравится; но не согрешай гордым словом. И за это благословляй Сотворившего тебя и Насыщающего тебя Своими благами» (Сир.32:13-15). Важное условие: если человек не грешит и благословляет Бога, он может законно развлекаться в меру.
В завершение приведу цитату из катехизиса, одобренного Священным Синодом Румынской Православной Церкви «Православная христианская вера»:
Наша Святая Церковь не препятствует участию в радостях и удовольствиях жизни. Напротив, она считает их необходимыми для здоровья и благополучия верующих. Однако требуется, чтобы они не были вредны ни для тела, ни для души, не отнимали время для труда и были умерены. Удовольствия разнообразны: одни для отдыха тела, а другие – для отдыха души. Таким образом, те, кто занят умственным трудом, находят отдых и удовольствие в физических упражнениях, а те, кто работает руками – в занятиях ума, с тем, чтобы поддерживать правильный баланс между телесными и духовными силами. Каждый может извлечь пользу из физических упражнений, прогулок и любования красотой природы, прослушивания музыки, походов в театр и кино с нравственным и здоровым содержанием и, без сомнения, из чтения плодотворных книг о духовной жизни. Хороший отдых приносит человеку удовлетворение и придает ему новых сил для возвращения к обычной работе. Но плохой отдых приводит к унынию и отвращению к работе.
Для более глубокого погружения в тему рекомендую прочитать главу из труда по нравственному богословию.
Нет, не все святые отцы против удовольствий. Более того, даже самые строгие аскеты допускали иногда для себя и своих учеников развлечения. Иначе, человек просто повредится. Важно всегда смотреть кто, кому и в каких обстоятельствах дает наставление. Но самое главное, что в Библии есть прямые цитаты, где говорится о том, какие удовольствия Бог дал людям для умеренного наслаждения. Удовольствие тоже необходимо людям для восстановления душевных и физических сил. Об остальном читайте по ссылке, там подробно все рассказано.
Да. Наверное так оно и есть.да, прочитал . Главное больше не загоняться и не мучаться из-за этого. Большое спасибо!!
Мучить себя правда не надо, невротическое отношение к религии еще никому пользы не принесло https://azbyka.ru/zdorovie/nevroticheskaja-religioznost-i-sovremennoe-pravoslavie-bogoslovsko-psihologicheskij-analiz
Это да..
Кирилл, со святым днем!
Многие, кто только начинает свой путь в Церкви, сталкиваются с подобными мыслями.
Православие вовсе не призывает к жизни без радости и к ненависти ко всему земному. В противном случае, зачем бы Бог создавал такой прекрасный мир?
Святые отцы, о которых Вы пишете, чаще всего обращались к монашествующим или уже глубоко воцерковленным людям, стремящимся к особой степени аскезы. Для них любое, даже малое пристрастие, могло стать препятствием на пути к совершенству. Представьте: врач прописывает витамины обычным людям, а тяжелобольному – сильное лекарство. Цели разные, и методы разные.
Удовольствие становится грехом, когда оно превращается в страсть – то есть, привязанность, которая порабощает твою волю, отвращает от Бога, становится самоцелью. Например, выпить чашку ароматного кофе – это не грех. А вот «без кофе жизни нет!» и ропот при его отсутствии – уже звоночек. Погулять, посмотреть фильм, пообщаться с друзьями – это не «любовь к миру», а естественные, данные Богом радости. Грех «любить мир» (1 Ин. 2:16) – это любить его греховную сторону: тщеславие, похоть плоти и похоть очей, гордыню, а не красоту Божьего творения.
В Св. Писании сказано: «Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, ибо освящается словом Божиим и молитвою» (1 Тим. 4:4-5). Ведь и Сам Господь Иисус Христос не гнушался обычных человеческих радостей, освящая их Своим участием, например, в брачном пире в Кане Галилейской, и не просто участвовал, а помог с вином, чтобы веселье не угасло (Ин. 2:1-11).
Счастливая, полноценная жизнь в Православии не только не запрещена, но и приветствуется! Главное – научиться рассуждению, чтобы умеренно и с благодарностью пользоваться всеми благами, не допуская, чтобы они порабощали душу и отвлекали от Творца. Свобода в Боге – это не отсутствие радостей, а их правильное, спасительное использование.
Чтобы разобраться во всём этом, очень важно быть в Церкви, участвовать в Её Таинствах – особенно в Таинстве Покаяния и Причастия. Там, в живом общении с Богом и Его народом, Вы сможете глубже понять, что значит истинная христианская радость.
Спасибо большое. Скорее всего это я уже зациклился и с предубеждениями живу... Как-то избавляться от этого надо ...
Христианство запрещает только то, что противоречит заповедям Божиим и, соответственно, вредит душе человека. Многие неукоризненные удовольствия не запрещаются обыкновенному мирянину, но если вы хотите достичь совершенства, образ которого и начертан в аскетических писаниях, то действительно можете постепенно отказываться от всего, что отвлекает душу от богомыслия. Именно так и возникло монашество, которое называется «равноангельной жизнью». Если можете это вместить - Бог в помощь! Если не можете - никто не ускорит вас за обычные человеческие радости, если они занимают подходящее им место.
Да. Всё так . Спасибо большое!
Кирилл, в Ваших размышлениях заметно, что Вы читали святых отцов, но бессистемно и без понимания последовательности духовного развития. Для нас безусловно запрещены грехи, хотя они всегда сопряжены с некоторым нечистым удовольствием. Что же касается пристрастной привязанности к миру, она в той или иной степени свойственна любому человеку, который еще живет в миру, в том числе мне и Вам.
Советую Вам вместо самокопания пока что сосредоточиться на поиске в себе любви к Богу и ближним. В частности, чтобы усерднее и чаще молиться, ежедневно читать Евангелие, регулярно бывать в храме, приступать к таинствам исповеди и причащения, терпеть внешние скорби и обиды, помогать другим людям. Поступая таким образом, Вы привлечете благодать Божию и с ее помощью со временем научитесь отличать важное от второстепенного в духовной жизни. Главное, только бы Вы не совершали явных грехов, прямо запрещенных Богом. Пить кофе и путешествовать к таким грехам, конечно, не относятся.
Большое спасибо!
Большое спасибо. Но есть ведь такая тема, как «согласие святых отцов» . Все ли святые отцы против удовольствий? И правда ли,что христианин в земной жизни должен использовать только необходимое? Ну ведь это получается ходить на работу и сидеть дома. Или не так? По идее ведь и отдых, развлечения, и удовольствие необходимы в определенной мере.