Правда ли, что император Траян был вымолен из ада папой Григорием Великим?
3 Ответа
Это фантазия.
1. Священник Георгий Максимов: Эпизод из жития св. Григория Двоеслова об императоре Траяне.
2. Ответ архимандрита Рафаила (Карелина)
- В житии святого Григория Двоеслова, архиепископа Римского, описан случай, когда он испросил своей молитвой освобождение души императора Траяна - известного гонителя христиан - от вечных мук; но это не значит, что Траян вошел в Небесное Царство: чтобы быть в раю, надо иметь рай в своей душе. А где находится это место: в раю или в аду?
Ответ:
- Некоторые богословы представляли ад схематично, в виде вложенных друг в друга кругов. В центре этих кругов - самое страшное место мучений, называемое тартаром. Чем ближе к периферии, тем степень мучения ослабевает; на внешнем кругу мучений нет, но там нет и благодати Божией. На этом кругу находятся добродетельные язычники, некрещеные младенцы и те, кто, не зная Истинного Бога, старался жить по закону совести и творить добро.
Душа императора Траяна по молитвам свт. Григория была освобождена от вечных мук и пребывает на периферии ада. В древнем варианте жития Григория, архиепископа Римского, на грузинском языке - одном из самых ранних, сохранившихся до нашего времени, - повествуется о том, что, когда Григорий Двоеслов молился Богу, то вместе с ним молился Ангел, а после того, как Григорий вымолил Траяна, - Ангел покинул его и больше не молился с ним. Ему явился Господь и сказал, что Он исполнит его молитву, но чтобы он больше не дерзал повторять этого. Таким образом, молитва святого Григория была ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ событием, как бы исключением. За этот случай схватились модернисты, чтобы утверждать, будто язычники или вообще неправославные попадают в рай независимо от их веры.
В житии прп. Макария Великого написано, что, когда он молился за весь мир, то язычники, находящиеся в аду, чувствовали некое утешение, а когда прп. Макарий спросил:"Какое?» - то ему был дан ответ: «В аду - глубокая тьма, а во время молитв Макария они видят лица друг друга.»
(Беседы с архимандритом Рафаилом (Карелиным), Православный календарь-книга)
Этот рассказ можно считать легендарным и он противоречит словам самого св. Григория Великого о молитве за усопших нераскаянных грешников:
За врагов своих молятся в то время, когда могут обратить их сердца к плодотворному покаянию и спасти сим обращением. Ибо о чем другом должно молиться за врагов своих, как не о том, по завещанию апостола «с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю» (2Тим 2.25–26)?
Как же тогда молиться за грешников, когда они уже никоим образом не будут в состоянии переменить свое нечестие на дела правды? Значит причина, почему тогда не будут молиться за людей, осужденных на вечный огонь, та же, какая и теперь причина того, что не молятся за диавола и аггелов его, присужденных к вечному наказанию. Какая и ныне причина того, что святые люди не молятся за умерших людей неверных и нечестивых, как не та, что узнали об них, как об осужденных на вечное наказание, и потому не хотят приносить тщетную молитву пред лицом Праведного Судии? Если же ныне живущие праведники не сострадают умершим и осужденным нечестивцам, когда сами сознают нечто достойное осуждения в своей плоти, тем строже будут смотреть на мучения нечестивых тогда, когда, свободные от всякой тленной страсти, еще тверже и полнее усвоят себе святость. Судное решение, принадлежащее Правосуднейшему Судии, так согласно с их духом, что решительно не позволяет им ни в чем различествовать от определений Его вечной правды.
Невозможность вымолить из ада тех, кто умер в состоянии смертного греха, можно объяснить тем, что это противоречило бы правосудию Божию, которое воздает каждому по делам его. Освободить такого человека из ада можно было бы только объявив, что он невиновен. А это было бы и ложью, и несправедливостью. Поэтому Церковь молится именно за тех, кто умер в покаянии и вере.
Нет, это неправда. Следует обратиться к самому этому месту из жития свт. Григория. После пересказа милосердного поступка Траяна Павел Диакон пишет так (привожу полную цитату):
Пораженный благородством этого поступка, досточтимый предстоятель начал со слезами и вздохами обдумывать сам в себе следующие слова пророков и Евангелия: «Ты, Господи, сказал: «Защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите, и рассудим» [Ис 1, 17–18]. И в другом месте: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» [Мф 6, 14]. Не забывая этого речения, я, не достойнейший грешник, во имя славы Твоей и вернейшего Твоего обетования ради поступка этого благочестивого мужа, смиренно умоляю Тебя о милости». Придя к гробнице блаженного Петра, святой Григорий долго молился там и плакал и, словно охваченный сном, пришел в восхищение духа и в откровении узнал, что его молитва была услышана, но что он заслужил порицание и что не должен дерзать в будущем просить таковое о ком-либо, умершем без Святого Крещения.
Как видите, в тексте говорится лишь о некой милости к имп. Траяну, а вовсе не о его спасении. Но и эта милость неуместна по отношению к некрещеным, так что за неуместное дерзновение свт. Григорий заслужил порицание от Бога.