Игнатий Брянчанинов пишет, что пары и газы от мясной пищи очень отягощают мозг, от рыбы испарения меньше, а от растительной почти нет
По мнению автора, мясная пища крайне утучняет плоть, горячит кровь, а её употребление препятствует духовному преуспеянию. Наверное сейчас в наше время не очень подходит формулировка, например, сейчас есть постное мясо, которое почти не жирное и будет гораздо легче для организма чем торты, мучное, сладкое и тд и здоровее гораздо, можно проще похудеть с мясом где только белок в основном и молиться легче, это так? Или надо все таки отказываться от мяса иногда и по какой причине?
4 Ответа
Мирянин не обязан отказываться от мяса, но может это сделать как аскетическое упражнение.
«Постное» мясо - это неудачная шутка с точки зрения церковного устава. Независимо от объема жира, оно все равно производит свойственное ему действие в отношении молитвы и разгорячения. Дело тут вовсе не в жире: в эпоху великих подвижников-монахов люди были не глупее нас в отношении пищи, состоятельные миряне вполне могли позволить себе нежирное мясо. Однако требования устава мы все хорошо знаем.
Алексей, раз уж Вы занялись изучением того, как действует та или иная пища на организм, то советую Вам делать это не поверхностно, а последовательно и основательно. Только не стоит читать популяризаторов и коучей различных методик похудения, знакомьтесь с научной базой. Нельзя сравнивать нежирное мясо с тортами, это разная пища. К тому же важно не только качество, но и количество потребляемой пищи, и влияние конкретной пищи на разных людей также разно в силу особенностей организма. Объесться можно и обычной картошкой, так что потом совсем не до молитвы будет. Для ограничения скоромной пищи Церковью установлены посты. Поститесь в меру сил, а если захотите большего, то советуйтесь со своим духовником.
Если Вы ставите перед собой особые аскетические задачи, то эта информация возможно будет для Вас актуальной (хотя она ошибочна с научной точки зрения). Но если Вы ведете обычную жизнь мирянина, который хочет войти в Царство Божие, то вполне достаточно соблюдать посты, установленные Церковью. Само по себе употребления мяса или отказ от него, не приблизит Вас к Богу и не отдалит от Него.
Также нужно учитывать, что когда мы встречаем у святых утверждения из области науки, медицины, то нужно уточнять их, используя современные данные. В частности, св. Игнатий здесь говорит о существовании «паров» от пищи, что основано на античной и средневековой теории «паров», согласно которой испарения от пищи поднимаются в мозг и влияют на сознание. Современная наука не признает теорию «паров». Пища переваривается в ЖКТ, а питательные вещества поступают в мозг через кровоток в виде глюкозы, аминокислот, витаминов и т.д. Никакие «пары» или «газы» из желудка не попадают непосредственно в мозг. Газы выводятся через кишечник и не влияют на когнитивные функции. То, что какая-то пища горячит кровь, тоже не имеет научного подтверждения.
«Питательная пища и здоровые тела сохраняет, и чистоты не лишает, если только умеренно употребляется»
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин
«Пишете еще, что вы давно перестали есть мясное. Начинание это не к пользе вам, потому что подает повод к гордости. Советую вам вперед употреблять, во славу Божию, пищу мясную вместе с семейством вашим, как и все мирские благочестивые христиане употребляют, кроме среды, и пятка, и постов, по правилам церковным, разумеется, умеренно и с воздержанием и благодарением, во смирение возносящего помысла, внушающего вам ложную святыню, от которой да избавит нас Господь»
Преподобный Макарий Оптинский