Здравствуйте. У нас с мужем есть общий ребенок. Но мы хотим второго уже примерно 4 года. Есть проблемы со здоровьем, которые не дают зачать Ребенка. Врачи назначили искусственную инсеминацию или ЭКО. Про ЭКО я все знаю и понимаю, этот вариант точно в православии не приемлем. А вот инсеминация по другому принципу. И вот появился свет в конце тоннеля. (Не донором, а именно я и муж.) Как православие смотрит именно на инсеминацию? Не противоречит ли это все вмешательство в принципе на планы Бога на нас. Или просто нужно смириться?
Буду благодарна за ответ. Это очень важный и животрепещущий. Можно бороться или принять и смириться.
6 Ответов
Здравствуйте! Какого-то общеправославного решения по этому вопросу не существует. Поделюсь некоторыми мыслями в чем я вижу моральную проблему этого метода.
- Для добычи семени применяется обычно мастурбация, что является тяжким грехом.
- Супружеская близость, приводящая к зачатию, это нечто большее, чем физиологический процесс. Господь неслучайно устроил так, что зачатие должно происходить путем соединения мужчины и женщины, которое должно выражать их любовь и взаимную отдачу себя друг другу. Поэтому зачатие нельзя превратить в технологию, это процесс интимный и в него нельзя вмешиваться.
Поэтому я не мог бы рекомендовать Вам инсеминацию при всей соблазнительности этого решения в Вашей ситуации. То, что дети появляются и таким образом, не может быть аргументом в пользу богоугодности технологии. Потому что дети появляются и в блуде, и в прелюбодеянии, и от изнасилования, хотя мы это не оправдываем и дети не виноваты. Используйте этичные способы решения проблемы и не унывайте: лечение, попытки зачатия в благоприятные дни (можете почитать об СТМ), молитва, покаяние в совершенных грехах, жизнь по заповедям Божьим, возможно усыновление (если для вас с супругом приемлем такой вариант). В любом случае, необходимо принятие воли Божией, что означает отсутствие ропота и благодарность за все, но это не означает бездействия. Помоги Вам Господь!
Соглашусь с Сергеем и в оценке этого метода, и в предлагаемых способах решения. Из всех его рекомендаций у меня вызывает сомнение лишь идея выбора дней для зачатия, потому что верующие должны соблюдать календарь постов и праздников, чтобы надеяться на помощь Божию.
В остальном советую Вам разумно пользоваться свободным временем - тем драгоценным ресурсом, которого не имеют многодетные супруги. Постарайтесь деятельно исполнять заповеди Божии:
- возможно чаще ходите в храм, исповедуйтесь и причащайтесь;
- дома читайте Евангелие, жития святых и доступные для понимания сочинения отцов Церкви;
- ежедневно молитесь утром и вечером;
- в пути и в свободные минуты чаще вспоминайте о Боге, размышляйте о Его милосердии и Промысле;
- избегайте грехов, а тяжкие грехи полностью устраните из своей жизни;
- никого не осуждайте, научитесь прощать всех своих обидчиков и не отвечайте злом за зло;
- не считайте маловажным соблюдение постов, установленных Церковью, и избегайте их нарушения без крайней необходимости;
- начните участвовать в волонтерских проектах помощи слабым и обездоленным;
- живите скромнее и усерднее подавайте милостыню нуждающимся (например, таких людей немало среди пожилых и многодетных прихожан).
Все это привлекает милость Божию. Быть может, ради такого покаяния Господь даст Вам в свое время долгожданный плод чрева.
Виктория, посмотрите на происходящее с позиции Промысла Божьего. Бог дал Вам и супругу чадо. Поэтому нельзя назвать вас несчастной семьей, которую Господь лишил утешения в ребенке. А вот второго не дает. Поэтому попробуйте задаться вопросом - что именно толкает вас обоих на столь кардинальные меры? Если обретете в итоге только собственное эгоистичное желание, которое должно быть удовлетворено любым путем, то задумайтесь о том, что Вы не на правильном пути. И настоятельно советую Вам поговорить на эту тему со священником лично.
Если нет уничтожения «лишних» эмбрионов, то духовным обоснованием сомнений в допустимости данной процедуры может стать разве что необходимость мастурбации для получения спермы. Но и этот вопрос неоднозначен, и кроме того, как я слышал, альтернативой может быть обычный супружеский половой акт с последующим забором спермы.
В остальном же затруднительно найти рациональные христианские доводы для отказа от данной процедуры. В конце концов, Бог дал нам право так или иначе корректировать деятельность своего организма путем медицинского вмешательства. Мы же не считаем грехом лечение от гриппа, не видим в этом попрания Божественного Промысла? А здесь имеет место такая же медицинская процедура против бесплодия.
Другой вопрос: а вы уверены, что вам так необходимы эти сложности? Ведь Бог уже дал вам ребенка, разве этого мало для семейного счастья?
Спросите у духовника, если он у вас есть. Зная более подробно обстоятельства вашей жизни и помолившись Богу, он сможет более грамотно разобраться в ситуации. Или просто попросите совета у священника, который вызовет у вас симпатию и доверие. Только сделайте это в храме, а не в виртуале.
С уважением,
Если хотите знать соборное мнение Церкви, то ознакомьтесь с ним по документу, принятом на одном из Соборов РПЦ. Называется он Основы социальной концепции. Там есть целый раздел, посвящённый разбору технологий оплодотворения по ссылке. Вот, что там говорится:
В молитвах чина венчания Православная Церковь выражает веру в то, что чадородие есть желанный плод законного супружества, но вместе с тем не единственная его цель. Наряду с «плодом чрева на пользу» супругам испрашиваются дары непреходящей взаимной любви, целомудрия, «единомыслия душ и телес». Поэтому пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданными. Если муж или жена неспособны к зачатию ребенка, а терапевтические и хирургические методы лечения бесплодия не помогают супругам, им следует со смирением принять свое бесчадие как особое жизненное призвание. Пастырские рекомендации в подобных случаях должны учитывать возможность усыновления ребенка по обоюдному согласию супругов. К допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений.
Как видите Церковь в таких случаях считает более правильным усыновление ребёнка. Однако не отвергает метод, описанный Вами, т.к. это зачатие от законного мужа. Обвинять же при таком зачатии мужа в грехе онанизма неправомерно. Привожу описание того случая, от которого пошло это название:
Онан знал, что семя будет не ему, и потому, когда входил к жене брата своего, изливал [семя] на землю, чтобы не дать семени брату своему (Быт.38:9).
Как видим он изливал семя как раз с противоположной целью - не дать родиться ребёнку. Если муж изливает семья с прямой целью рождения ребёнка, а не самоудовлетворения, это грехом не является. Что собственно из приведённого отрывка Основ и видно: Церковь не считает это грехом, иначе не признала бы допустимым.
Потому предлагаю сначала помолиться, особенно Божией Матери, святым, долго страдавшим от бесчадия: св. богоотцам Иоакиму и Анне, св прав. Захарии и Елизавете, св. Анне. Попросить Бога о вразумлении. Может лучше ещё немного подождать, помолиться, часто исповедоваться, причащаться. Может Бог услышит молитвы и даст чадо. Потом только уже принимать решение.