Здравствуйте! У меня следующий вопрос. Можно ли будучи в венчаном браке жить плотской (половой) жизнью, при этом точно зная, что детей нельзя заводить? У меня серьёзное заболевание и мне врачи говорят, что детей нежелательно рожать, могут быть аномалии в развитии плода либо выкидыши. Не будет ли такая жизнь являться греховной? Или нужно жить как брат и сестра? Спасибо!
6 Ответов
Ольга, рекомендую главу из книги, которая рассматривает этот вопрос: Грешна ли супружеская близость без цели зачатия?
Цитата: Таким образом, цель «погашение естественного пламени» или «предохранение от распутства и сохранение целомудрия» имеет бóльшее значение (бóльшую важность) в браке, чем деторождение.
А в другом месте написано: не является греховной, сама по себе, супружеская близость в законном браке. Греховной она становится от чрезмерности. Иными словами, греховной ее делает злоупотребление, а не ее сущность.
Как же правильно?
Ольга, всё правильно. Одно не исключает другого.
Вам лучше уточнить этот вопрос с духовником. Но, по моему личному мнению, супружеская близость без деторождения при описанных Вами обстоятельствах не является грехом.
Но это только в том случае, если она не сопровождается совершением абортов или использованием абортивной (не барьерной) контрацепции. Аборт в любых формах - это убийство, один из наитягчайших, смертных грехов.
Сексуальные девиации также неприемлемы для христиан.
С уважением,
Здравствуйте!
Мне кажется для христианина важно понимать, что перед ним может иногда вставать сложный выбор, выбор между "двух зол". Также важно различать степень греха, иногда грех бывает смертным, а иногда это некоторое несовершенство, некоторое несоответствие идеалу христианина.
Для любого человека очень важна половая сфера, он так устроен, это для него естественно, а жизнь "как брат и сестра" это уже сверх естества. Да с помощью Божией такое возможно, да может быть, это идеально. Но потянут ли такую жизнь супруги? Согласны ли они на это оба? Не будут ли злы, раздражительны? Не распадётся ли брак в таком случае?
С точки зрения Бога и Церкви честный союз мужчины и женщины в любви (брак) уже является ценностью. Причем очень большой. В каноническом корпусе Православной Церкви нет наказания за такой грех как "супружеская близость без цели зачатия", и даже нет такого понятия. Следовательно это скорее некоторое нравственное несовершенство, чем серьезный грех.
Далее единственное понятие которое приводится в канонах это "Брак честен и ложе непорочно" (Евр.13:4). Не существует канонов вводящих наказание за то, что происходит в супружеской постели. Но это не значит, что для христианина допустима невоздержанность. Христианину приличествует знать меру во всём, не только в супружеских отношениях, но и в сладостях, вкусной еде, комфорте жизни, увеселениях, просмотре видео, комп. играх и прочих удовольствиях и развлечениях. Как говорят "Апостольские постановления": "Боголюбец не должен быть сластолюбцем".
Апостол Павел, а вслед за ним и многие святые отцы, не связывают тему близости и размножения, и хотя и призывают к определенной воздержанности в супружеских отношениях, но не более того: "Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а [потом] опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление" (Кор.7:5-6). А стихом раньше апостол говорит, что: "Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена" (Кор.7:4).
Важно также, что целью христианского брака является любовь, приводящая супругов в Царствие небесное, любовь, которая соделывает из двух – единое существо. "И будут два одною плотью" (Мф.19:5) — это не только о соединении супругов в интимном соитии, но и о том, что двое становятся единым существом в таинстве брака. То есть цель брака любовь и единство, а не деторождение, которое есть очень важное, но следствие брака. Таким образом, интимные отношения не являются исключительно средством репродукции в православии.
Супружеская близость есть вершина человеческой любви в браке, осуществление полноты единства супругов. Она делает отношения двух супругов наполненными нежностью, трепетом, восторгом. При телесной близости совершается единение людей на самом глубинном уровне. Это сродни таинству - под видимым актом совершается невидимое действие - единение душ. В браке в противовес блуду это единение законно и охватывает всецело две человеческие жизни, являясь выражением любви как полноты и вершины не только земной, плотской, но и душевной и духовной жизни.
Резюмируя, разрушение брака есть серьезный грех, а телесная близость супругов - неотъемлемая, законная и благословенная Богом часть брачной жизни, - причем сама по себе, а не только для деторождения.
В заключение процитирую известного церковного публициста - игумена Петра (Мещеринова):
"В жизни бывают разные обстоятельства и ситуации; по разным, прежде всего социально-экономическим или медицинским причинам, дальнейшее увеличение количества детей может войти в противоречие с возможностью содержания и воспитания уже имеющихся; вместе с тем, воздерживаться друг от друга у супругов нет достаточных духовных сил.
Основы Соц. концепции РПЦ дали церковный ответ на эти частые и волнующие многих ситуации: категорически исключая аборты, Церковь указала, что средства, которые не связаны с пресечением уже начавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя (XII, 3), и в порядке пастырского снисхождения, в ситуациях, когда их применение не продиктовано эгоизмом, нежеланием жертвовать своим покоем, достатком, но вызвано основательными и уважительными причинами, - допускает их, при условии сознания неидеальности с точки зрения Евангелия такого положения вещей.
Подчеркну, что речь идет исключительно о взаимоотношениях супругов: это не значит, что «Церковь разрешила контрацепцию вообще», и эта пастырская снисходительность Церкви - а отнюдь не принципиальное и всеобщее одобрение - направлена исключительно на сохранение и укрепление семьи".
Надеюсь я помог Вам разобраться в этом сложном вопросе.
Супружеские отношения, даже без цели деторождения, не являются греховными.
Брак, в первую очередь, это законный свободный союз двух любящих людей. Рождение детей, хоть и является одной из целей брака, но всё же – это не основная цель супружества. На первое место при создании семьи ставится именно любовь и соединение мужчины и женщины в одно целое. Затем идет речь о том, что брак сохраняет от блуда. Но супружеская близость – это одна из сторон любви, а не просто физиологический процесс сброса сексуального напряжения, удерживающий от греха.
Деторождение как цель брака – не всегда простой вопрос с точки зрения нравственности. С одной стороны, рождение детей – естественное следствие близости.
Однако есть люди, которые вообще не могут зачать ребенка (или родить) из-за различных патологий. Добрым ли делом будет лишить права на любовь людей, неспособных иметь детей?
А если они при этом сохраняют способность к интимным отношениям и, соответственно, могут подвергаться блудной страсти? Разве на основании их физического недуга правильно было бы отказать им в помощи мужа или жены как «лекарства от блуда»?
Дело не в отказе от деторождения как таковом, а в том – по какой причине отказываться. Лежат ли в основе решения эгоистические побуждения?
Если люди не хотят рожать детей, опасаясь, что это помешает им жить в свое удовольствие, - это одно. А вот когда речь идет о серьезных медицинских противопоказаниях, да еще и не для себя самих, а для возможных детей – это уже совсем другой вопрос.
Бог предоставил Вам выбор, который Вы можете сделать – без фанатизма, здраво. Обязательно вместе с супругом, хорошо бы при помощи духовника.
Можно отказаться от супружеской близости, осознавая, что это обкрадывает семейный союз и может привести к разрыву.
Можно не предохраняться от возможной беременности, заведомо зная, что ребенок либо не родится, либо почти наверняка родится больным. И при этом быть готовым нести ответственность за этот выбор.
Суть христианского брака - единство супругов в земной жизни, переходящее в жизнь вечную. При этом христианский брак остается инструментом для продолжения рода, ибо так установил Господь - плодитесь и размножайтесь. Инструмент подразумевает умное его использование. Ножом можно хлеб порезать, а можно и убить. Брак подразумевает благое использование инструмента воспроизведения рода. Благость не в том, чтобы на автомате выполнять установку, а в том, чтобы нести за это ответственность. "Инструмент" в любом случае работает - "по умолчанию", поскольку Бог так установил. Даже если это люди вовсе не состоящие в браке, установленный Богом репродуктивный процесс будет работать. Зачатие в этом случае не будет означать исполнение воли Божией. К тому же далеко не каждая интимная близость заканчивается беременностью.
Что же касается деторождения в браке и отказа от него по медицинским показаниям, то и тут необходимо проявлять ответственность, которая заключена, в первую очередь, в том, чтобы быть готовым к рождению и воспитанию больного ребенка или выкидышам.
Здравствуйте. Искусственное предотвращение зачатия неприемлемо для верующих супругов, поскольку это извращает супружеский акт, за что ещё в Ветхом Завете Бог наказал Онана смертью (Быт.38:9-10), как толкуют этот эпизод отцы Церкви.
Выходом из ситуации могло бы быть, например, применение симптотермального метода распознавания плодности.
Здравствуйте! Я прочитала эту главу из книги, но там двояко написано: христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза (см. Х.4). Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом.
Так как же всё-таки правильно?