5 Ответов
Просматривание святоотеческого текста - это не грех. При вспоминании знакомого текста я тоже иногда пробегаю его глазами в поисках нужного места.
Но первое, а скорее и второе чтение, несомненно, должны быть неторопливыми. У святых отцов зачастую неочевидная терминология, сложная риторика, продолжение обсуждения догматических споров, многократные повторы и возвращения к одному вопросу с разными уровнями погружения, важные свидетельства о собственном духовном опыте в нескольких кратких словах. При скорочтении Вы все эти моменты упустите настолько, что можете даже не понять главную мысль или потеряете основные моменты аргументации. Хочу также обратить Ваше внимание, что в древности скорочтение в принципе было невозможно, т.к. в текстах не было пробелов и знаков препинания, различения на прописные и строчные буквы, все писалось подряд (иногда с сокращениями), знака переноса тоже не было. Поэтому даже в одиночестве книги читали вслух, одновременно интонируя себе голосом для лучшего понимания и запоминания. Именно на такое чтение и рассчитаны святоотеческие книги.
Поэтому старайтесь вычленить из текста его главную мысль и сопутствующие аргументы, выявить риторические фигуры, сопоставить с Евангелием и другими библейскими текстами, а если на них даны прямые ссылки - не поленитесь открыть и прочитать. Тогда прочитанное усвоится твердо.
На мой взгляд, проще для первоначального усвоения тексты русских святых последних веков, например свв. Феофана Затворника и Игнатия (Брянчанинова).
Творения святых отцов надо читать вдумчиво, чтобы прочитанное ложилось на сердце и печатлелось в уме. Некоторые места надо прочитывать несколько раз, чтобы яснее была мысль. Кроме того очень советуют делать пометки. Раньше некоторые отрывки выписывали от руки в тетрадь, чтобы лучше запомнить. Те, которые особо ложились на сердце или отвечали на духовные поиски.
Скорочтение же приведёт к поверхностному пониманию текстов. Человек будет считать, что он прочитал книгу, однако плода душе она не принесла. Он же будет считать, что всё прекрасно понял и больше не возвратится к её чтению. А некоторые книги надо бы перечитывать несколько раз в жизни. Потому что это будет чтение на новом духовном уровне, с большим духовным багажом. Соответственно и новое прочтение даст новое понимание, откроются смыслы, которые раньше были недоступны. Например, о Евангелии святые отцы говорят, что оно познаётся самой жизнью. Исполнение заповедей Христовых открывает понимание многих тайных мест Священного Писания. Потому христиане Новый Завет, да и всю Библию читают на протяжении всей жизни, каждый день.
Скорочтение хорошо для чтения новостных лент, информационных массивов. Для чтения святоотеческой литературы оно не подходит.
Приветствую! При чтении разных книг у читающего могут быть разные задачи. Одно дело читать просто для информации, другое дело - для того, чтобы размышлять над прочитанным. Язык и жанр книги тоже влияют на выбор подхода к чтению. Читать духовную литературу быстро-быстро я не вижу смысла. Дело не в грехе, а в том, что вряд ли это задержится в уме, будет верно воспринято и принесет пользу душе.
Спасибо за ответ!
Очень часто, когда говорят о скорочтении, почему-то подразумевают что-то типа просмотра текста по диагонали, т.е. не полноценное чтение, но лишь ознакомление с текстом. Действительно, для подавляющего большинства людей увеличение скорости чтения ведёт к ухудшению усвояемости текста. Это так. Но только не для того, кто владеет техникой скорочтения.
Допустим, на прочтении страницы текста с определённым уровнем усвояемости уходит 5 мин. Освоение техники скорочтения позволит прочитывать эту страницу за существенно меньшее время с той же, или лучшей усвояемостью. Т.е. скорочтение – это вовсе не про увеличение скорости чтения ценой потери качества. Это про увеличение скорости чтения без потери качества или даже с улучшением качества, т.к. этому в методиках скорочтения уделяется повышенное внимание.
Умение читать не только качественно, но и быстро – навык, который совершенно необходим представителям самых разных профессий: филологам, библеистам, философам, богословам, юристам, преподавателям, журналистам, учёным, политикам... Всем им необходимо прочитывать огромное количество книг, статей, документов. Но это просто невозможно без навыков быстрого и качественного чтения. Поэтому-то в СССР было большое количество курсов скорочтения (на одних из которых учился автор этой заметки). Курсы пользовались неизменной популярностью и были важной частью культуры самообразования и профессионального роста.
Существует довольно большое количество методик скорочтения, разработанных разными авторами. Но их объединяет несколько основных принципов: расширения поля зрения, для охвата большего количества текста; увеличение концентрации внимания; уменьшения регрессии (возврата к уже прочитанному) и т.д. На различных ресурсах в сети Интернет можно найти советы по скорочтению. Увы, это не работает. Скорочтение – навык, который вырабатывается систематическими упражнениями по определённой методике. Вот одна из них, которая научит читать быстрее и при этом глубже и полнее понимать прочитанное.
Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать. М.: Просвещение, 1991.
Но как всё это поможет при чтении духовной литературы? Поможет, да ещё как! Ведь если увеличение скорости не ведёт к ухудшению качества чтения, то почему это неприменимо к духовной литературе? Например, святоотеческий корпус просто огромен. И его освоение в большей степени принесёт большую же пользу. То же самое можно сказать о богословских трудах, исследованиях в области библеистики, церковной истории и пр.
Даже книги Св. Писания вполне «переживут» применение техники скорочтения. Другое дело, надо совершенно чётко различать обычное чтение (пусть и очень качественное) от молитвенного прочтения священных текстов. Если, например, чтение Св. Писания в качестве молитвы входит в молитвенное правило, то подход к чтению должен быть совсем иным. Здесь нужно буквально впитать в себя священный текст, чтобы сделать его своим. Недаром ангел велит Иоанну Богослову съесть свиток с откровением (Откр. 10:8-10). Тем самым, говоря современным языком, показывается глубочайшее освоение материала, которое совершенно необходимо для пророческого служения.
Если же говорить о грехе, то грехом является не применение скорочтения по отношению к «чтению св. отцов и церковной литературы» (цитируя вопрос), а нерадение в вере. Кроме Св. Писания мы имеем богатейшее святоотеческое предание, работы современных православных богословов и библеистов. Чтение всей этой литературы значительно поможет возрастанию христианина в вере и жизни. Чтению же поможет освоение техники скорочтения.
Способность к обучению, чтению и пониманию текстов в библейском контексте рассматриваются как дар от Бога.
И даровал Бог этим четырём отрокам знание и разумение всякой книги и мудрости (Дан. 1:17).
Для духовной литературы, думаю, более подходит метод медленного, молитвенного чтения, или lectio divina, как его называли западные средневековые монахи.
Спасибо за ответ