2 Ответа
Есть две причины по которым можно принять Святые Тайны в осуждение.
- Когда человек ест и пьет, не рассуждая о Теле Господнем, как говорит апостол Павел (1Кор.11:29). Это значит, он не отличает Св. Тайны от обычной пищи и употребляет их без веры, без благоговения, не как великую святыню.
- Когда человек сознательно причащается находясь в состоянии смертного греха, который не был прощен на исповеди.
Во всех остальных случаях, если человек с покаянием, верой и страхом Божьим приступает к причащению Св. Тайн, то это не является причащением в осуждение. Св. Анастасий Синаит писал:
Если мы совершаем некие малые, человеческие и прощаемые провинности, будучи скрадываемы или языком, или слухом, или глазами, или тщеславием, или печалью, или гневом, или чем-нибудь подобным, то, укоряя себя и исповедуясь Богу, да причащаемся таким образом Святых Тайн, веруя, что Причащение совершается во очищение всего этого.
Но даже если человек когда-то причастился в осуждение, этот грех может быть прощен, как и любой другой, при условии покаяния.
Свт. Феофан Затворник учит, что считать себя недостойным Причащения - это нормально, мы все этого недостойны. Однако, если человек готовится к Причащению, делает для этого всё возможное и посильное, то нельзя сказать, что он причащается недостойно. В подготовку входит определённое Церковью молитвенное правило, пост и исповедь, которая является венцом покаяния. Духовник на исповеди определяет достоин ли человек причащаться, смотря по тяжести грехов, покаянию в них, подготовке к Причастию. Если получено благословение духовника, никаких препятствий к Причащению нет.
Однако, если человек чувствует, что недостойно причастился, он может принести в этом покаяние. Святые отцы учат, что только один грех не прощается Господом - нераскаянный.