Разве человеку не подаётся прощение грехов, если он исповедуется, кается дома, в тайной комнате, но без присутствия священника? Ведь говорится же, что перед исповедью нужно лично обращаться к Богу в покаянной молитве. Но, если Бог прощает в ответ на искреннюю покаянную молитву, то для чего исповедь в храме? Только для того, чтобы озвучить прощение?
Если я согрешил, и Бог коснулся моего сердца ещё до прихода в храм и причастия, и я покаялся, условно говоря, дома разве Он не простил меня?
Исповедь не отвергаю! Вопрос в том, прощает ли Бог в ответ на искреннюю покаянную молитву в отсутствии священника?
4 Ответа
Лично каяться можно и нужно! Это начало и залог правильных взаимоотношений с Богом. Вместе с тем, сама по себе личная молитва не дает разрешения грехов от Бога, но она необходима для укрепления решимости бороться с грехом. И наоборот, формальное разрешение греха от преемника апостола без внутренней решимости с ним бороться может послужить грешнику в осуждение. Возможно, для обдумывания грехов Вам помогут эти простые беседы.
Теперь о Вашем вопросе:
Если я согрешил, и Бог коснулся моего сердца ещё до прихода в храм и причастия, и я покаялся, условно говоря, дома разве Он не простил меня?
Думаю, Вы сами знаете ответ: конечно, нет. Что Бог касается нашего сердца, свидетельствует не о прощении грехов, а о Его призыве изменить свою жизнь и показать дела, достойные христианина. Прощение - это не эмоция, а нечто другое.
Недавно мы слушали в храме житие прп. Марии Египетской. Всякому полезно не только слушать его в храме, но со вниманием прочитывать и лично. Так вот, прп. Мария 17 лет жила в блуде и потом 17 лет каялась в пустыне в нечеловеческих условиях, после чего видимо для себя получила от Бога прощение (кстати, без формальной исповеди у священника), но продолжала считать себя тяжкой грешницей. Как видите, для прощения грехов никак нельзя ограничиться одной молитвой, но требуются и большие телесные труды, обнаруживающие ненависть ко греху. Именно ненависть к данному греху, неповторение его на деле и отсутствие желания греха в помыслах и есть свидетельство прощения греха от Богу. Без этого, хотя бы мы постоянно исповедовались в грехе, в нас есть греховная нечистота, вызывающая гнев Божий.
При этом за совершенные грехи, в которых мы принесли на исповеди искреннее раскаяние с намерением больше так не поступать,- мы не будем наказаны Богом.
Ответ можно найти, открыв катехизис в разделе о грехах. Там мы читаем:
Грех смертный произвольный есть тот, который мы соделываем после Крещения, по собственному желанию и намерению, в совершенном возрасте, вопреки ясной заповеди Божией, пренебрегши любовь к Богу и ближнему. Чрез таковый грех мы теряем благодать Божию, полученную в Святом Крещении, и Царство Небесное, и делаемся пленниками вечной смерти, как говорит Апостол: «Не весте ли, яко емуже представляете себе рабы в послушание, раби есте, егоже послушаете, или греха в смерть, или послушания в правду» (Рим 6, 16). Сей грех очищается покаянием, по милосердию Божию, чрез Иисуса Христа Господа нашего, когда священник разрешает кающегося от грехов во время исповеди.
Грех несмертный, называемый некоторыми простительным, есть тот, которого ни один человек избежать не может, выключая Христа и Деву Марию. Но сей грех не лишает нас благодати Божией и не подвергает вечной смерти. О сем грехе Писание говорит: «Аще речем, яко греха не имамы, себе прельщаем, и истины несть в нас» (1Ин. 1, 8). Таковым грехам нет числа; впрочем, сюда относятся собственно те, кои не включаются в смертные. Никто не должен пренебрегать и сими грехами, и оставлять оные без исправления: но всякий каждодневно, по отшествии ко сну, должен во время ночи размышлять о них, и вместе с другими грехами оплакать их пред Богом, по словам Псалмопевца: «размыслите в сердцах ваших, на ложах ваших умилитеся» (Пс. 4, 5); и еще: «измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу» (Пс. 6, 7); и просить прощения молитвами Богородицы и всех Святых. Ибо и сии грехи мерзки пред величеством Божиим, по сказанию Писания: «Мерзость Господеви помысл неправедный» (Притч. 15, 26). И если они не заглаждаются покаянием, то отверзают вход грехам смертным и производят в человеке холодность, нерадение и презрение к исполнению заповедей Божиих.
Итак, многое зависит от того, о какого рода грехах идет речь. Если о смертных, то покаяние включает в себя несколько этапов: сокрушение (чему способствует домашняя молитва о прощении), исповедь перед священником (по установлению Церкви), несение епитимьи (плоды покаяния) и разрешение от грехов. То есть это не одномоментный акт, а процесс. Что касается повседневных (несмертных) грехов, то мы приносим в них покаяние дома на вечерней молитве и верим, что они таким образом прощаются. Также и молитва Господня ("и остави нам долги наши") читается, в том числе, для прощения повседневных грехов. От степени тяжести греха зависит более или менее продолжительное покаяние.
Но, если Бог прощает в ответ на искреннюю покаянную молитву, то для чего исповедь в храме?
Прежде всего, это Таинство, а в Таинствах подается благодать Божия. Оно важно и тем, что дает внешнее уверение мятущейся совести грешника, что прощение и примирение с Богом действительно произошло. Во время исповеди мы также имеем возможность получить назначение духовного лечения наших ран, полученных в результате греховной жизни. Последнее особенно важно, поскольку у многих современных людей нет не только понимания того что есть грех, но и как лечить его последствия. Оно необходимо и в отношении церковной дисциплины, поскольку священник должен знать кого допускать к причастию Св. Тайн, а кого нет. Человек со смертным грехом на совести может подойти к Чаше, даже не подозревая что он совершил преступление, и такое причастие послужит ему в осуждение. Это ведь не шутки.
Вот человек борется с греховным помыслом, помысел не отходит, а потом исповедал на Исповеди, и помысел пропал. Так часто бывает. А просто от молитвы Богу не пропадал. Когда с этим столкнетесь на опыте, Вам наглядно будет видна сила наших личных молитв и сила Исповеди.
Или вот прп. Амвросий Оптинский в воспоминаниях одной женщины показал ей, как нужно каяться: он поднялся в воздух, и потолок раскрылся. Может, такая степень покаяния и заменила бы Исповедь для него, но старец все равно исповедовался, как и все старцы и другие монахи монастыря.
И Я скажу вам: проси́те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы (Лк.11:9-11)?
Каждый верующий знает истинность этих слов, но Господь даёт не всегда и не сразу, и даже не всем, в силу разных причин.
Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, – прости ему (Лк.17:3-4).
Кто дал такую заповедь нам, Тот и Сам так же поступает. Но опять же - не всегда и не сразу, и даже не всех, по разным причинам. Кто-то принёс недостаточное покаяние, кто-то не до конца познал свой грех, кто-то не простил брата... Список можно продолжать. Себя мы сразу прощаем, только сказали Господу: прости. Простил ли нас Господь? Для этого и было сказано:
Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. (Ин.20:22-24).
Это и есть заповедь об установлении Таинства Исповеди. Если человек осознал свой грех, покаялся в нём перед Господом в "домашних" молитвах, пришёл на исповедь и исповедал грех, то после разрешительной молитвы, этот грех, по слову Господа, прощён.
Ещё в Новом Завете находим такой способ прощения грехов:
Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и полу́чите дар Святого Духа (Деян.2:38).
Других путей нет. Сначала крещение, потом регулярная исповедь.
Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник (Ин.10:1).