6 Ответов
Приведу выдержку из приложения к Докладу митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на Архиерейском Соборе 2004 г.:
Во-первых, немногочисленные сочинения, связанные с именем Г. Распутина, по-прежнему определенно свидетельствуют не только о богословском невежестве сибирского «старца», дерзавшего духовно наставлять императорскую семью и религиозно поучать церковных иерархов, но и о приверженности их автора духовным настроениям и религиозным установкам, распространенным среди «народного» сектантства мистическо-харизматического толка.
Во-вторых, материалы столь долго тянувшегося, но должным образом так и не завершившегося расследования консисторского дела о принадлежности Г. Распутина к секте «хлыстов» оставляют открытым вопрос о его непосредственных связях с сектантами и о степени мировоззренческого влияния на него сектантской идеологии. При этом неоднократно отмечавшиеся современниками психотерапевтические способности Г. Распутина, которые в конце петербургского периода своей жизни он совершенствовал под руководством профессионального гипнотизера, могут свидетельствовать не столько о благодатной одаренности Г. Распутина, сколько о влиянии на него псевдомолитвенной, экстатической религиозности мистических сект.
В-третьих, безнравственный характер личной жизни Г. Распутина, сопровождавшейся особенно в Санкт-Петербурге безудержными пьянством и развратом, был неоднократно и неопровержимо засвидетельствован многочисленными и весьма авторитетными современниками. При этом среди обличителей Г. Распутина в личной безнравственности оказывались не только многие авторитетные священнослужители, среди которых были некоторые канонизованные Церковью святые, и многие выдающиеся государственные деятели, но и опиравшиеся на беспристрастную и объективную информацию своей многочисленной агентуры высокопрофессиональные руководители российских спецслужб, подобные начальникам санкт-петербургского охранного отделения генералам А. В. Герасимову и К. И. Глобачеву.
В-четвертых, несмотря на искусственно подогреваемый в течение нескольких лет некоторыми периодическими изданиями ажиотаж вокруг возможной канонизации «оклеветанного старца» Г. Распутина и даже проведение этой «канонизации» 24 февраля 1991 г. на «Освященном Соборе Епископов Катакомбной Русской Церкви истинных христиан», почитание Г. Распутина среди православного духовенства и церковного народа отсутствует.
Соборного (официального) решения по отношению к Григорию Распутину не было.
Со стороны некоторых людей были призывы о его канонизации, но эта оригинальная идея так и осталась маргинальной. Подробнее см. по ссылке.
К большому сожалению, уже много лет идет процесс навязывания Русской Православной Церкви различными маргинальными сообществами почитания в качестве святых разного рода исторических деятелей с весьма неоднозначными биографиями. Коснулся данный процесс и личности Григория Распутина.
Конечно, ни о какой канонизации Распутина речи быть не может. Еще в 2004 году на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви председатель Синодальной комиссии по канонизации святых митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в своем докладе отметил, что для причисления к лику святых Григория Распутина оснований нет. Таким образом, на официальном церковном уровне в этом вопросе была поставлена точка.
Но нынешние ревнители не по разуму не способны принимать грамотную и взвешенную позицию священноначалия и возводят свои личные некомпетентные мнения в ранг непреложной истины.
Все те, кто самочинно пишут «иконы» Распутина и распространяют сведения о нем как о святом, идут против Церкви, смущая и вводя в соблазны своими действиями православных христиан.
Редко о какой личности Церковь высказывается конкретно, можно лишь применить наши нравственные правила к человеку и отсюда вывести заключение о том или ином его поступке. Так что в такой постановке вопрос редко когда бывает корректен. Точнее было бы спросить о мнении отдельных иерархов, богословов, историков и т.д.
Ярким примером оценки церковным лицом деятельности Распутина является его отношения с сщмч. Гермогеном (Долганёвым). Святитель, будучи ревностным служителем Христовой правды, поначалу с симпатией относился к Григорию Ефимовичу, однако впоследствии, получив свидетельства о его распутном поведении и тлетворном влиянии, пытался призвать его к покаянию, после неудачи порвал с ним всякие связи и называл его
вреднейшим религиозным веросовратителем и насадителем в России новой хлыстовщины
Газета «Свет». 1912. № 12.
Поскольку Распутин имел тогда большое влияние на Царскую семью, за свою бескомпромиссную позицию сщмч. Гермоген был вскоре наказан: сначала его отослали из Святейшего Синода, а потом и вовсе уволили на покой.
Свое отношение к Распутина Церковь выразила тем, что, с одной стороны, официально отказала в его канонизации, а с другой - ни при жизни, ни по смерти не предала его анафеме. Итак, Распутин - обычный человек, мирянин со сложной судьбой и трагическим местом в истории нашего Отечества. Судя по свидетельствам современников (включая святых его времени), он был до конца жизни не чужд различных греховных падений. Известно мнение, что им пользовались в собственных интересах разные близкие к нему люди. Подробно, с указанием конкретных фактов и влияния этих событий на судьбы России, разбирает эту версию известный следователь Н.А. Соколов при изучении обстоятельств убийства царской семьи. Не хочу здесь смаковать неприличные подробности, сами почитайте по ссылке. Но приведу из Соколова цитату другого рода:
Другим близким к Распутину человеком был банкир Дмитрий Рубинштейн, еврей. Он был другом Распутина, и последний с нежностью именовал его «другом Митей». В 1916 году против Рубинштейна было возбуждено уголовное преследование за измену его России в пользу Германии, выразившуюся в том, что он: а) как директор страхового общества «Якорь», в коем правительство страховало наши военные заграничные заказы, сообщал немцам секретные сведения о движении наших военных транспортов, благодаря чему немцы топили их; б) как директор банков Русско-Французского и Юнкер-Банка в широких размерах тормозил производство боевого снабжения.
Тобольский мужик Распутин, не игравший, по мнению некоторых людей, политической роли, имел… личного секретаря. Им был петроградский торговец бриллиантами Арон Самуилович Симанович, еврей. Богатый человек, имевший свое торговое дело и свою квартиру, Симанович почему-то все время пребывал в квартире Распутина. Он там был свой человек, и Матрена, дочь Распутина, ласково называет его в своем дневнике «Симочкой».
Соколов доказывает, что во время войны вокруг Распутина было множество людей, стремившихся добиться сепаратного мира с Германией и поддерживавших ее интересы.
Итак, человек это непростой. Если желаете, можете молиться об упокоении его души.