Здравствуйте! Сталкиваюсь с некоторыми эпитетами в Православии, которые вводят меня в замешательство. Иереев именуем Владыкой, а Мать Христа - вовсе Владычицей НАШЕЙ и ЦАРИЦЕЙ Небесной. На основе каких мест из Библии и кто решил людям приписывать Божьи эпитеты? Разве наш общий и единственный Владыка - не Бог? Где в Библии Бог говорит, что хочет разделить власть с людьми? Прочитал в данном ресурсе, что, мол Дева Мария аж ангельским воинством руководит. Снова не понимаю - где такое написано в Библии? Кто это вывел и откуда? Как от "Един Бог, един и посредник между Богом и людьми - Человек Иисус Христос" мы пришли к Владычице и Царице небесной, которой служат ангелы? Ведь по Библии - ангелы служат только Богу? Также ставят в тупик слова, обращенные к Деве Марии в Молитвослове, слова, где мы, рабы ее (??), просим нас простить (? вроде это прерогатива исключительно Бога?) и призреть на нас, сирых и убогих. Почему мы сирые, если у нас есть Бог и Сын Его?? Понимаю, что чего-то не знаю или не понимаю, а Церковь не глупее меня, но найти ответа, успокоительного для сердца, не могу. Совершенно искренне пытаюсь разобраться, поэтому очень прошу помочь и как можно подробнее осветить эти вопросы.
4 Ответа
Если бы Вы задумались над словом "владыка" (δεσπότης) и поискали его в Священном Писании, то обнаружили бы, что оно относится не только к Богу. Например:
Не злословь раба пред господином его, чтобы он не проклял тебя, и ты не остался виноватым. (Prov. 30:10 RST) μὴ παραδῷς οἰκέτην εἰς χεῖρας δεσπότου μήποτε καταράσηταί σε καὶ ἀφανισθῇς (Prov. 30:10 BGT)
Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение. (1 Tim. 6:1 RST) Ὅσοι εἰσὶν ὑπὸ ζυγὸν δοῦλοι, τοὺς ἰδίους δεσπότας πάσης τιμῆς ἀξίους ἡγείσθωσαν, ἵνα μὴ τὸ ὄνομα τοῦ θεοῦ καὶ ἡ διδασκαλία βλασφημῆται. (1 Tim. 6:1 BYZ)
Итак, Ваше возмущение неуместно. Христиане всегда почитали и земных правителей (=господ), и архиереев (именно они, а не рядовые священники, именуются господами). Тем более почитали святых, считая их своими заступниками пред лицом Божиим. Может быть, Вам кажется неуместным поклоняться другим людям? А что Вы скажете об отце всех верующих Аврааме, который кланялся сынам Хетовым (Быт. 23:12)? Его внук праведный Иаков семь раз до земли поклонился своему брату Исаву (Быт. 33:3). Видимо, современная расцерковленная культура с ее иллюзией всеобщего равенства и самодовлеющей свободы привела Вас к мысли, что мы не должны отдавать никому должного почитания. Но иначе нас учит Писание:
Итак, отдавайте всякому должное: кому по́дать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь. (Рим.13:7)
Вас смущает передача Богом власти людям? Напрасно. Например, так будет выглядеть Страшный суд:
Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною,– в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. (Мф.19:28)
А вот о праве прощать грехи - деле исключительно Божией власти:
Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. (Ин.20:21-23)
Что касается посредников, что Вы скажете об апостоле Павле, который считал себя именно посредником между Богом и рядовыми верующими:
Итак, мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом. (2Кор.5:20)
Итак, постарайтесь от всей души полюбить и Божию Матерь, и святых Божиих избранников. Воздавайте должное почтение и земной иерархии. Через это необходимое почитание Вы придете, наконец, в необходимую меру смирения и сможете лучше почувствовать свое место в Церкви. Помоги Господь!
Здравствуйте! Основания для того, чтобы называть Деву Марию Владычицей и Царицей находятся в самой Библии. Церковь считает эти слова псалмопевца пророчеством о Богородице:
Дочери царей между почетными у Тебя; стала царица одесную Тебя в Офирском золоте. Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей; ибо Он Господь твой, и ты поклонись Ему. И дочь Тира с дарами, и богатейшие из народа будут умолять лице Твое. Вся слава дщери Царя внутри; одежда ее шита золотом; в испещренной одежде ведется она к Царю; за нею ведутся к Тебе девы, подруги ее, приводятся с весельем и ликованьем, входят в чертог Царя (Пс.44:10-16).
Также ставят в тупик слова, обращенные к Деве Марии в Молитвослове, слова, где мы, рабы ее (??), просим нас простить (? вроде это прерогатива исключительно Бога?) и призреть на нас, сирых и убогих.
Я думаю, что нужно проще на это смотреть, по-человечески. У нашего Господа есть Мама, которая нас слышит и любит. Если мы будем воспринимать все эти прошения по-семейному, то это не будет вызывать смущения. Все, что мы просим у Нее, прямо связано с Ним и преподается Им, никакой узурпации Его прав не происходит. Тоже самое, как мы и просим святых о ходатайстве перед Богом за нас. И вообще, судя по тому, что Богородица говорила, когда являлась людям, Она вполне соответствует роли Царицы Небесной, как это описывается в православных песнопениях.
К Богородице особое почитание вызвано важной особенностью.
Церковь знает и учит, что Она - Матерь Божия. Когда Иисус Христос обращается к Ней, то с почтением произносит: "Моя Мама". И это истина, поскольку Иисус Христос не имеет греха, и исполняет все заповеди, например, такие как обрезание, принесение Жертв в Храм, молитва, в их числе заповедь "почитай Отца и Матерь Свою".
Другой вопрос, как Она к Нему обращается? Дева Мария обращается к Нему: "Сын Мой возлюбленный!", имея возможность Своими Материнскими ладонями покрывать Главу Богочеловека Иисуса Христа.
А теперь отметим, что слова "Сын Мой возлюбленный" в отношении Богочеловека Иисуса Христа, в отношении Сына Божия, имеют возможность произнести только Двое: Бог Отец и Богородица. Никто другой на это не имеет прав и возможности.
Потому Она, Дева Мария, выше всякого ангельского или человеческого чина, и получает славу и царскую честь со стороны всего тварного мира.
Имея статус Царицы Небесной, Она более всех способна решать людские затруднения, спасая нас от смерти. Что значит "спасает"? Это слово не о прощении грехов, но о том, что Она приводит, пасёт на правую сторону заблудших людей, имея о них Своё высокое попечение.
И миллионы людей находят в Ней помощь, как и я грешник, взвыл от боли, просил Её, и Она чудесно моментально помогла, что перевернуло мою жизнь, и со временем привело меня в Церковь.
Мы с радостью славим Её, и понимаем, что для Девы Марии это огромный ежедневный труд, возложенный на Её плечи Богом. Мы помним и понимаем, что на Кресте Ей Христос поручил заботу об апостолах, что есть Православная Церквовь.
И теперь Ей приходится по-матерински заботиться о каждом воцерквлённом человеке, явившимся в мир, признавшего в Ней Богородицу и молящего Её о помощи.
Не забудем и высокий статус Иоанна Предтечи, возложившего на Главу Христа свои святые руки в день Крешения Господня.
Пресвятая Богородица, спаси нас!
Святый великий Иоанне Предече Господень, моли Бога о нас!
У иеромонаха Романа есть песня ,начинающая со слов -Станем пред Царицей небесного, а в ней слова -Ждёт меня утроба преисподняя, если Ты не вымолишь меня. По моему, здесь не убавить, не добавить. Простите. Спасайтесь. И молите Бога о мне алкоголике и о обращении к вере и покаянию моего отца Николая и жены.
Спаси Вас Господь за столь обширный и убедительный ответ!