Из мытарств блаженной Феодоры мы знаем что пришла смерть
Наконец, пришла и сама смерть, рыкающая как лев и очень страшная по виду; она похожа была на человека, но только не имела никакого тела и была составлена из одних голых человеческих костей. При ней находились различные орудия для мучений: мечи, копья, стрелы, косы, пилы, топоры и другие неизвестные мне орудия. Затрепетала бедная душа моя, увидев это.
Мой вопрос: смерть это личность и демон или это образное выражение про смерть как явление? Простите меня пожалуйста если это глупый вопрос.
3 Ответа
Это видение открывает нам некоторую духовную реальность. Выглядит похоже на какие-то земные вещи, но в действительности это то же, что метафора, аллегория. Главное, что смысл ее понятен и зрителю, и слушателю.
Подобные видения бывали и впоследствии, но причину их появления таким образом знает только Бог. Вот яркий пример из жизнеописания прп. Амвросия Оптинского - рассказ его духовной дочери схимонахини Параскевы:
Расскажу теперь об одном весьма замечательном случае, которому удивлялся даже и сам старец. Лежу я однажды в келье, ибо тогда уже не владела ногами. Было два часа дня, и в келье моей совершенно светло. Вижу ясно, входит в келью смерть (как описана она в видении преподобной Феодоры) в образе скелета человеческого, вся обвешанная пилочками, молоточками и разными другими орудиями и с косой за плечами. Подходит ко мне и наносит мне молотком удар по спинному хребту. Чувствую, что спина у меня онемела. В это время раздается голос: «Оставь ее! Ей еще нужно жить на земле». Но смерть опять занесла надо мною руку, чтобы нанести другой удар. В эту минуту снова раздается невидимый голос, запрещая касаться меня. Смерть и еще заносит руку, для нанесения удара в третий раз. Слышу опять голос: «Оставь ее! Ей нужно жить; она еще неготова. Иди к монахине Глафире, – та совершенно готова для перехода в вечность». После этого смерть исчезла. Помню, что во всё это время я находилась в бодрственном состоянии, и до сих пор в памяти моей сохранились все подробности этого посещения меня смертью и спасения от нее. Входит моя сокелейница мать Агриппина, и я рассказываю ей всё происшедшее. На другой день мать Агриппина отправилась после утрени в монастырскую больницу, чтобы навестить лежавшую там больную монахиню Глафиру, и узнала, что она скончалась в 4 часа утра и ее уже опрятали и положили в гроб. Батюшка отец Амвросий нередко при случае напоминал мне это дивное посещение меня смертью, когда находился в Шамордине.
Обратите внимание, что для самой схим. Параскевы это видение было в духовном отношении чрезвычайно полезно, а в части смерти мон. Глафиры - истинно.
Да, описание смерти в «Мытарствах», действительно, похоже на символическое изображение самого этого явления, предшествующих ей страданий, а также могущих последовать за ней мытарств и мучений.
В Библии и в православной догматике нет указаний не только на существование смерти как какого-то существа, но и на ангелов смерти, учение о которых есть в иудаизме.
Есть ряд примеров того, как ангел (в иных случаях бес), исполняя волю Божию, умервщляет человека. Но указаний на то, что это особые ангелы смерти, нет.