Здравствуйте! Существует ли христианская стрессоустойчивость, и в чем она заключается ? В обществе и между людьми, так или иначе возникают конфликты (бытовые, общественные, индивидуальные). Имеются различные методы для достижения личных целей в споре: унижения, оскорбления, позор и многое другое.
Как сохранить спокойствие, ясность ума и не упасть в грязь лицом перед Богом и людьми в трудных ситуациях, когда поносят свыше дозволенных мер, используя жаргон, вульгарную речь, мат, унижая честь и достоинство? Спасибо, храни Вас Господь!
5 Ответов
Трудно оставаться спокойным, когда тебя матерят. Согласен. Но всё же это возможно. Самое простое, это ответить: «Я не хочу разговаривать в таком тоне. Когда успокоитесь, поговорим». После этого повернуться и уйти. Подобным образом поступали и святые. Один преподобный нёс на продажу свои корзины. По дороге ему встретился еретик и стал сильно раздражать его. Преподобный, чтобы избежать гнева, бросил корзины и убежал.
В моменты, когда чувствуете, что внутри начинает накатывать гнев, просто замолчите и внутренно молитесь одним умом к Богу: «Господи, даждь ми терпение, великодушие и кротость». Многократно повторяйте эту молитву про себя, пока не успокоитесь. Гнев, не выпущенный наружу легко укрощается. Когда он уже выливается в слова, тогда трудно удержать его.
Также поступайте и с накатившей обидой за оскорбления: внутренно молитесь одним умом. Например, мысленно обращаясь к обидчику, говорите: «Бог тебя простит, и я прощаю, и ещё раз прощаю, прощаю». Потом обращайтесь к Богу: «Господи, прости и меня грешную и за скорбь от этого человека, очисти множество грехов моих. Без числа согрешила, Господи, прости меня». Так «обмениваете» у Господа за прощение обиды прощение своих грехов, по слову Евангелия:
Не суди́те, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; (Лк.6:37)
Далее многократно можете повторять следующие молитвы, пока не успокоитесь: «Благо мне, яко смирил мя еси, яко да научуся оправданием Твоим. Слава Богу за всё!» Когда успокоитесь, можете добавить ещё такую молитву: «Спаси, Господи, и помилуй раба Твоего, даруй ему покаяние и обращение от злобы его, а мне помоги его простить и не обижаться». Теперь эта молитва будет вполне искренней.
Вот так, примерно, можно с Божьей помощью обрести христианскую стрессоустойчивость. Но не сразу. На каждую добродетель нужно время. Потому очень ошибаются те, кто думает: «Сейчас буду грешить, потом покаюсь». Времени на возращение в своём сердце добродетелей может и не оказаться.
не упасть в грязь лицом перед Богом и людьми
Одно с другим часто не совместимо. Часто в конфликтных ситуациях от человека требуются резкие ответные меры, благодаря которым можно не упасть в грязь лицом перед людьми. Но Христос учит нас подставить левую щеку когда бьют по правой. Такого человека в обществе скорее назовут слабаком, который не смог постоять за себя. Тем не менее, Христос не учит быть слабаками, смирение - это не слабость, поскольку за него обещана великая награда - Царство Небесное. Вот и оказывается на двух чашах весов «не упасть в грязь лицом перед людьми» и Царство Небесное.
когда поносят свыше дозволенных мер
Это заблуждение, никаких дозволенных мер нет. Или не читали Вы, что сделали со Спасителем за то доброе, что Он творил?
Предел Вашей стрессоустойчивости зависит только от Вас и Вашего духовного развития, от того, насколько Вы научились исполнять заповеди Божьи. Старайтесь избегать конфликтов, сторонитесь дурных обществ, молитесь за обижающих Вас, молитесь в те моменты, когда появляется искушение вступить в перепалку. И да поможет Вам Бог.
Здравствуйте! Прежде всего, стоит помнить о самоуважении (в христианском понимании) и о том, что за каждым негативом в наш адрес стоит промыслительная забота Бога о нашей душе.
Свт. Иоанн Златоуст дает такое наставление:
Уважай сам себя, и никто не нанесет тебе бесчестия; но когда ты сам себя бесчестишь, то хотя все будут чтить тебя, ты останешься бесчестным. Подобно тому, как, если мы сами себя не расстроим, то никто другой нас не расстроит, точно также, если мы сами не будем бесчестить себя, то никто другой нас не осрамит. Представим себе человека великого и достойного славы; и пусть все стали бы называть его прелюбодеем, вором, разбойником: если он ничем этим не раздражается, ни на что не досадует и ничего такого не сознает в себе, то какое он от того терпит бесчестие? – Никакого. Что же, скажешь, если многие имеют о нем такое мнение? И в таком случае он не обесчещен, а обесчестили себя те, потому что не считают его таковым, каков он есть. Скажи мне: если бы кто стал считать солнце темным, то солнце ли, или себя он обесчестил бы? Конечно, себя самого, навлекая на себя подозрение, что он или слеп, или не в уме. Так и те, которые считают добрых худыми, срамят себя самих. Правда, надлежит прилагать большое старание о том, чтобы сохранить совесть свою чистой и не подать никакого случая к подозрению на нас. Но, если и при таком нашем поведении другие хотят неистовствовать, то не нужно заботиться или скорбеть об этом. Если кто добр в себе, а его считают худым, то он ничего от того не теряет, оставаясь таким, каким он есть; напротив, кто питает безрассудные, пустые подозрения, подпадает крайней гибели.
Свт. Иоанн Тобольский говорит о неочевидной для многих истине:
Позволь спросить тебя, возлюбленный брат христианин, весьма часто оглашающий небо и землю своими скорбными жалобами. Скажи мне, что тебя оскорбляет: воля ли (умысел) оскорбителя, или только его власть (возможность осуществить умысел), или и то и другое? Ты отвечаешь: меня оскорбляет и то и другое. В ответ на это скажу тебе, что ни воля злонамеренная, ни приведение ее в исполнение (власть) не могут нанести тебе оскорбления: злое намерение (воля) без власти ничтожно и никакого вреда тебе не делает, а приведение намерения в исполнение зависит от попущения, то есть от воли Божией, которая справедлива и свята. Тебе известно, что всякая власть от Бога, зачем же ты печалишься и жалуешься на оскорбителя за то, что он сделал тебе не что иное, как только попущенное ему Богом, иначе бы он не мог оскорбить тебя без Божиего попущения. Скажешь: противник нанес мне величайшую обиду. Скажи, какую, ибо за грехи твои тебя наказывает Бог, или учит терпению, или умножает твою награду за невинное оскорбление, – и ты считаешь себя обиженным? Этого лукавого человека, скажешь, и его злобную волю я ненавижу. Но ты всегда обращаешь свое внимание на деяния других людей, а я советую тебе лучше обратить взор свой к Богу и к своей совести, беспристрастному внутреннему оку. Воля человеческая, хотя она и зла, и нечестива, что же она могла тебе сделать, в чем ее успех? Ты не столько сожалеешь о том, что твой противник хотел тебе навредить, сколько о том, что он повредил и что мог повредить? От кого же это произошло и почему он мог тебе вредить, не по власти ли и воле Божией; а если по власти и воле Божией, – то всегда по судьбам праведным, достохвальным и святым. Следовательно, ты или умолкни, или обрати свои жалобы к Божественному попущению, и это последнее твердо запечатлей в душе своей, что никогда Бог не попустит, чтобы чужая злая воля могла причинить тебе какое бы то ни было зло, которое не послужило бы тебе в пользу, если только ты сам себе самому не повредишь.
Все это не означает, что христианину нужно пассивно все терпеть и всегда всем уступать. Св. Неофит Любимов пишет:
Цель нашей жизни вовсе не та, чтобы нам быть подавленными злыми людьми, а чтобы противиться им, бороться с ними, побеждать их, а чрез это уничтожать ложь, неправду, злобу, коварство; а на их место водворять истину, справедливость, любовь и мир.
Смотрите его статью христианском сопротивлении злым людям.


Ничего не происходит без попущения Божия. Это христианская аксиома. Однако это не означает, что Бог по умолчанию одобряет греховное поведение. В любой ситуации нужно оставаться христианином и не опускаться до уровня поведения безбожника. Как следует реагировать, будет зависеть от конкретной ситуации. Общие рассуждения Вы можете найти в статье по ссылке. Вы спросили про стрессоустойчивость. Один из способов, это напоминание себе о том, что любая ситуация может принести пользу душе, если мы этого пожелаем. Причем надо помнить об этом всегда, а не только в момент неприятности, когда она нас уже застигла врасплох. Для этого необходимо, прежде всего, учиться благодарить Бога за все и не иметь злобы в сердце.
Такую «стрессоустойчивость», как Вы выразились, дарует божественная благодать в ответ на наши христианские труды и молитвы при условии регулярного участия в таинствах исповеди и причащения. Подробнее о терпении поношений и оскорблений учат святые отцы, которые сами умели их кротко и безропотно переносить, не теряя любви к оскорбителям.
Из множества примеров приведу цитату свт. Иннокентия Пензенского, который замечательно суммирует правила отношения к тем, кто нас оскорбил:
Во-первых, Вам нужна любовь за оскорбление и к оскорбителям! Вспомните, чем воздавал Иисус Христос, будучи на земле, всем врагам Своим и чем, наконец, платил распинателям, будучи на Кресте? Он молился за них и умолял: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34). Всякий раз, как поражает Вас оскорбление, творите молитву Иисусову, всей силой напрягайтесь повторять ее чаще, внимательнее и обращайтесь к любви Иисусовой, которая изливалась на распинателей. Сей есть первый и единственный пластырь на Ваши раны. Второй – молчаливость терпения. Пропускайте как сквозь пальцы то, что Вас затрагивает: или как будто не примечаете, или, хотя примечаете, но не хотите вступаться. Молчите – пусть сперва с трудом, потом спокойнее. Держите нерастворенными уста и особенно не давайте воли глазам – затем не будет воли и мыслям, и языку. Испытайте, скоро увидите плод. Третье средство – действие любви. Старайтесь что-нибудь делать в угождение и удовольствие оскорбителю, и делать против своей воли. Это начало любви, и это приучит Вас истинно и искренне говорить в молитве Господней: «да будет воля Твоя» (Мф. 6:10)! Иначе мы все будем делать, как и делаем, по своей воле. Господь положил на Вас сей крест, его должно нести, творить волю Господню, говорить ежеминутно: «да будет воля Твоя!» А мы хотим противного, желаем, чтобы была воля наша!
И очень советую постепенно читать прп. авву Дорофея, это позволит Вам другими глазами взглянуть на себя и на мир.

Прошу меня простить! Но, ведь бывает так, что даже «крепкие» христиане, устоявшиеся в вере, попадают в трудные ситуации или нарываются на искусных манипуляторов, которые знают, как вывести из себя, на что давить и т.д. Иногда кажется, что Бог тебя оставил. Что можно предпринимать в таких ситуациях? Благодарю за ответ. Храни Вас Господь!

Екатерина, зачем говорить о том, чего Вы не знаете? Еще раз: Господь обязательно поможет верному христианину, который оказался в трудной ситуации. Бог сильнее любых скорбей. Главное, чтобы мы оказались Ему верными.
Именно об этом надо говорить, а не о том, как реагировать на манипуляторов. Таким образом, речь снова идет об исповеди и причащении, молитве, исполнении заповедей Божиих, стяжании духа кротости и смирения, чтении слова Божия и т.д.
Наша стрессоустойчивость - это надежда в любых жизненных обстоятельствах не на себя, а на милосердного и всесильного Бога, Который всегда всё управит на благо, если Ему полностью довериться. Мы постоянно помним об этом и творим молитву Иисусову, которая призывает к нам помощь Бога и помогает нам изгнать из сознания страсти и суету.
В споры и перебранки лучше не вступать, помня, что Бог поругаем не бывает, а для нас оскорбления - просто пустой звук. Мы не будем отвечать за грехи этих сквернословов и матершинников, каждый ответит за свои собственные грехи. Нельзя соглашаться с их греховными мнениями, для чего достаточно просто и односложно констатировать свое несогласие или просто уйти, покинув очаг конфликта или греховной беседы.
С уважением,
Трудно разобраться, по попущению ли Божьему оппонент использует нецензурную брань в ответ на факты и доказательства неправомерных действий. Слова культурного человека не имеют значения Божьей воли для матерящегося. Как сказал Христос : « Если я неправ, то скажи, а если прав, то зачем ты бьешь меня?» За оскорблениями трудно понять, что от тебя хотят и в чем воля Божья. Всем ли можно ругаться нецензурно, если на то Его воля? Простите за вопрос. Спаси Вас Господь!