Здравствуйте! Насколько мне известно, медитация по учению Церкви считается грехом. Есть похожая на неё практика, такая как осознанность (майндфулнесс) - я читала о ней в книгах различных психотерапевтов по лечению психических расстройств. Она заключается в концентрации на своём теле, дыхании, наблюдении за своими мыслями. Является частью такого метода психотерапии, как терапия принятия и ответственности. Вроде бы эта практика не содержит ничего оккультного, но так как она похожа на медитацию, у меня возник вопрос, грех ли это?
3 Ответа
Попробую объяснить в чём греховность этого занятия, помимо того, что оно произошло из буддизма и оккультизма, заменив только терминологию с оккультной на светскую. Независимые учёные, исследовавшие этот феномен, пришли к выводу, что эти практики в конфликтных ситуациях приглушают чувство вины, сочувствие другому человеку, делают его чёрствым и эгоистичным. Да, так получается снять стресс, но такая практика делает человека асоциальным и эмпатичным. Переведу всё это на православный язык. Такая практика заглушает в человеке покаяние, делает его не способным к сопереживанию, а значит и любви к другому человеку, растит в нём гордыню, сосредоточенность на себе. Всё это греховные страсти.
Кроме того, христианство воспитывает в человеке сосредоточенность на душе, как той части человека, что будет с ним вечно, а эта практика заставляет человека сосредотачиваться на теле, которое уйдёт в землю и сгниёт. Святые учат христианина трезвению - сосредоточению внимания на своём внутреннем мире: мыслях, чувствах для того, чтобы отгонять греховные, а давать волю только разрешённым евангелием. Эта же практика уводит человека от трезвения, заставляет его сосредотачиваться на ощущениях тела и делает безразличным к понятиям добра и зла. Что в свою очередь позволяет неконтролируемо развиваться внутреннему злу - греховным привычкам, страстям.
Ещё святые крайне не желательным и опасным считают сосредоточение внимания на животе, потому что это ведёт к развитию блудных ощущений. Особенно во время молитвы, что может привести к галлюцинациям, а в православной терминологии - к прелести. В независимых научных исследованиях этого метода действительно можно найти среди побочных явлений сексуализацию поведения и галлюцинации. Всё это тоже греховные последствия.
Итак, как и следовало ожидать, при внимательном изучении последствий практик, вышедших из оккультизма, ни к чему хорошему они не приводят, только к удалению от Бога и греху. Вам будет полезно почитать книгу прп. Серафима Роуза "Православие и религия будущего".
Вот здесь есть глава про майндфуллнесс-подход


Там четко сказано: «майндфулнесс-подход так и остался основанной на буддизме практикой, в основе которой лежат буддийские представления о мире, о месте человека в этом мире». Буддистские практики для православных – грех. Они направляют сознание на путь, уводящий от Бога.
Молиться Христу и одновременно применять можно только практики, не противоречащие Православию. Уместно вспомнить, что нельзя молиться одновременно Богу и маммоне (Мф.6:24), хоть в данном случае речь и не о богатстве.
О психологическом вреде медитаций, в том числе по типу осознанности, в статье сказано тоже довольно четко, перечитайте об опасности заглушения стресса вместо его преодоления.
Не играет роли, что эти техники рекомендуют врачи. Они и аборты рекомендуют – и что? Это делает аборты допустимыми? Почему обычно и рекомендуют обращаться не просто к психологам и психотерапевтам, а к православным, более того, воцерковленным психологам, которые понимают, чем православная осознанность отличается от буддистской. А любую информацию, даже приходящую от врача, в том числе православного, надо воспринимать с рассуждением.

Добавлю фрагмент другой статьи: «В отличие от эзотерического подхода (в том числе майндфулнесс), где осознанность является самоцелью и предполагается, что осознанность сама по себе позволяет достигнуть особого образа «гармоничной жизни», в психологии осознанность – лишь первый шаг в изучении себя, наблюдении за собой. В психологии акцент делается не на созерцании, а на осознании, что подразумевает анализ осознанного. В психотерапии дальнейшие шаги по переработке осознанного опыта обычно называют принятием и интеграцией (так и говорят о триаде «осознание-принятие-интеграция»). Недаром в качестве синонима осознанности в энциклопедических словарях указываются слова: «осмысление», «самоосознание», «разумение».
Господь учит:
Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? (Матф.6:25)
А в этом методе все внимание нужно уделить не бессмертной душе, а телу - седалищу страстей. Таким образом предполагается достижение положительного эффекта в отношении души. Но каким еще может быть этот эффект, кроме господства тела над душой и конечном покорении такой порабощенной души диаволу?
Хочу напомнить, что современная научная психология не только отрицает бытие души как отдельной от тела субстанции, но не знает о силах души, истинном состоянии ее здоровья и болезни, правильных методах достижения здоровья души. Поэтому советую Вам изучить православную психологию по трудам свт. Феофана Затворника, например можно начать с этой книги. Если Вы последуете моему совету, то со временем Вы обнаружите другие методы достижения нужных Вам целей, а также появятся иные, более существенные жизненные цели.
Я читала это, поняла в целом, что эта техника не одобряется, но не поняла до конца почему, и не поняла, всё-таки грех это или нет. Там сравниваются эти техники с молитвой, вроде как они подменяют молитву, но если человек будет и молиться, и практиковать эти упражнения, так возможно или нет? Я так понимаю, что молитва — это общение с Богом, а эти техники — один из способов лечения психических расстройств, это же совсем разное. При психических расстройствах ведь рекомендуется и жить церковной жизнью, и также лечиться у соответствующих врачей (психиатров, психотерапевтов). И если эти врачи предлагают такие методы лечения. Не могу понять, в чём конкретно заключается вред и грех в данном случае, если он есть.