5 Ответов
Евгений, вот я как-то давно прочитал, что святые все время занимались покаянием. И мне не было ясно, они все время каялись в каком-то одном грехе, который Бог им не прощал, или каялись в том, что Бог им уже простил, или что-то другое. И потом я нашел в письме старца Амвросия Оптинского указание монахине почитать о покаянии у Марка Подвижника одно место:
дело покаяния совершается тремя следующими добродетелями: очищением помыслов, непрестанною молитвою и терпением постигающих нас скорбей, и все сие должно быть совершаемо не только наружным образом, но и в умном делании, так, чтобы долго потрудившиеся сделались чрез сие бесстрастными.
Отсюда видно, что слово «покаяние» имеет как бы 2 лексических значения: одномоментный акт, т.е. то, что происходит на Исповеди, и процесс, который в идеале не должен прекращаться всю жизнь, и который имеет указанные в цитате 3 составляющие. Суть обоих значений слова одинаковая, но в одном случае речь больше о греховных событиях, а во втором - искоренении самой склонности ко греху. Поэтому правильно покаяться - нужно поступить сначала по одному значению слова, а потом перейти ко второму.
Покаяние включает в себя несколько условий: сокрушение о грехе, исповедь, принесение плодов покаяния (перестройка жизни в противоположную от грехов сторону). Отвращение к совершенному греху с прекращением его и надеждой на Христа Спасителя — это завершение покаяния, свидетельство победы христианина над ним. Это отвращение должно быть всецелым, так «что истинно кающийся охотнее претерпит всё, даже самую мучительную смерть, чем возвратится к прежней жизни. Без этого условия раскаяние было бы бесплодным» (прот. Николай Стеллецкий). Но такое покаяние — это дар Божий, поэтому нужно просить, молить Бога, чтобы он дал его. Как говорится в покаянной молитве ко Господу:
Возвысь к Тебе мой ум, к земле поникший, и возведи из пропасти погибельной. Ибо нет во мне покаяния, нет во мне сокрушения, нет во мне слёз утешительных, приводящих чад к Отчему дому. Омрачился я разумом в житейских страстях, не могу воззреть на Тебя в страдании, не могу согреться слезами любви к Тебе! Но, Владыка Господь Иисус Христос, Сокровищница благ! Даруй мне покаяние полное и сердце, с любовью трудящееся в поисках Тебя; даруй мне благодать Твою и обнови во мне черты Твоего образа.
Мне кажется, эти слова можно считать синонимами. Но если в них все-таки поискать терминологическую разницу, то покаяние - это таинство, которое совершается в присутствии священника. Основанием покаяния является раскаяние, т.е. твердое обещание Богу исправиться, положенное нами в своем сердце.
Как правильно каяться, почитайте у свт. Феофана Затворника.
Покаяние по-гречески звучит, как «метаноя» и переводится, как «изменение». Соответственно, предполагает изменение самой жизни кающегося, оставление им греха и насаждение в своей душе противоположной ему добродетели. Покаяние без раскаяния в своём грехе невозможно. Само это чувство, раскаяние, по-другому называемое сокрушением о грехе, тоже многогранно. Свт. Феофан Затворник так описывает его:
...Болезнование о грехах из-за страха вечных мучений, из-за стыда пред другими, из-за отвратительности греха с досадою на свой произвол есть болезнование низшего достоинства – несовершенное, болезнование же о грехах ради того, что ими оскорблен Всеблагий Господь наш, есть болезнование высшего достоинства – совершенное. Святой Апостол именует его «печалию... по Бозе» и ему приписывает соделывание в нас «покаяния нераскаянного» (2Кор.7:10), или решительного намерения не грешить. Источник.
Из цитаты видно, что «печаль» или раскаяние приводит к «покаянию», или изменению, решимости не грешить.
О том же как правильно приносить покаяние в рамках такого общения вряд ли можно рассказать. Это сложный и многогранный процесс, вся жизнь христианина до самой смерти. Об этом пишут все святые отцы. Очень хорошо и доступно описано в книге святителя Феофана Затворника, цитата из которой приведена выше. Единственно можно точно сказать, что правильно будет приносить покаяние только тот христианин, который борется со своими тщеславием и гордостью, особенно высокоумием, и не теряет страха Божия. Иначе душа огрубеет и станет совсем не способной к покаянию. Разве только под сокрушительными ударами жизни.
Помощи Божьей Вам
Благодарю Вас за помощь. Храни Вас Господь.