Уже долго размышляю на эту тему и не могу найти ответ, поэтому пишу здесь.
После смерти человеческая душа попадает или в рай или в ад. Для многих в этот момент откроются глаза на настоящее устройство мира. Кажется, что, если бы все те, кто не входит в Церковь, увидели, что происходит после смерти, то они бы стали самыми верными христианами. В чем смысл тогда страданий в аду, если только после смерти открываются глаза? Если бы при жизни можно было бы людям показать это все, то не было бы проблем. Разве оказалось бы человека, который бы добровольно отошел от Бога к бесам на растерзание? Из имеющихся описаний из жития святых, которым была открыта участь, например, язычников, видно, что их души сожалеют о своих ошибках и они хотят к Богу настоящему. Кажется, если бы у них было это знание настоящего Бога при жизни, то не было бы ада. В земной жизни очень тяжело людям указать на настоящую Церковь, когда вокруг миллион ложных учений и люди уже никому не доверяют. Без чуда как будто не обойтись. А может лучше бы мы жили с этими чудесами всегда, общались и получали сразу однозначный ответ на свои молитвы, как при разговоре с людьми.
Получается, что жизнь на Земле - бестолковый этап. Мы живем в условиях, в которых больше не окажемся и при этом решается наша вечная участь.
6 Ответов
Ответ на Ваш вопрос есть в Евангелии, наверно, Вы невнимательно читали.
"Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесён был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: «отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сём». Но Авраам сказал: «чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твоё в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят». Тогда сказал он: «так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения». Авраам сказал ему: «у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их». Он же сказал: «нет, отче Аврааме, но если кто из мёртвых придёт к ним, покаются». Тогда Авраам сказал ему: «если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят»." (Лк.16:19-31).
Читайте Евангелие, там есть ответы на большинство Ваших вопросов.
В этом проявляется истинная свобода для разумного существа. Решения, принятые под давлением, не являются свободными.
Господь дал каждому возможность жить по совести, кто мешает этому? Разве совесть не открывает глаза, не обличает язычника?
И даже больше, Господь Своей Кровью создал Церковь, в которой есть инструменты для помощи - человек, пользуйся. Но не все желают.
Одно и то же действие, но в одном случае с одним мотивом, а в другом с другим, может быть в одном случае грехом, а в другом добродетелью. Даже устремление к Богу может различаться мотивом и в каком-то случае может быть не добродетелью и Богу не угодным. Как я понимаю, Бог хочет, чтобы человек осознал истинность учения о Боге, когда есть и другие варианты, и ничто не заставляет выбирать определенный, и как бы с усилием выбрал правильный. Как бы сделал над собой усилие, преодолевая неверие, тогда стремление к Богу будет сильнее, и состояние близости к Богу после смерти будет сильнее.
Также Вы пишете, что души умерших сожалеют и стремятся к Богу. В том и дело, что они могут и не стремиться или не с тем мотивом. Это только верующему кажется, что все, кто узнает, будут стремиться, но может они только захотят избавиться от мучений. Это не тот мотив, что нужен Богу.
Также даже в этой жизни человек может впасть в такое состояние, что видя много чудес, будет против Бога. Либо ему вообще все духовное станет безразлично, либо Бог и все, что с Ним связано, станет сильно противно, он станет открыто враждовать против Бога. Это одна из причин, почему чудеса и ответы от Бога скрыты от всех и открываются по мере укрепления веры и стремления к Богу.
А вы уверены, что у людей в этом случае откроются глаза? Сам Господь ходил по земле и творил чудеса, воскрешал мёртвый, а ему не поверили, распяли.И пусть сейчас покажут что будет после смерти в аду, пусть люди искренне захотят быть с Богом, но ничего у многих не изменится, страсти то никуда не денутся. Да, поначалу, все в церковь начнут ходить, молиться, а что потом, опять мир затянет и все забудется. Поэтому нам и дана земная жизнь, что бы мы избавились от всех страстей, грехов и пришли к Богу чистыми.
Напрасно Вы считаете, что язычники желали бы оказаться с Богом. При жизни сердца их были заняты бестолковой суетой, греховными поступками и нелепым идолослужением. Их воля по их личному решению склонилась от Бога в эту сторону. Там же она останется и по смерти.
Будучи в аду, язычники хотели бы избавиться от мучений, но это невозможно, потому что по смерти время не покаяния, а воздаяния. За то, как мы прожили эту жизнь, т.е. за тот самый период времени, который Вы почему-то считаете бестолковым.
Чтобы в полноте узнать учение Церкви о посмертной участи человека и увидеть множество явлений из загробного мира, очень советую Вам почитать книгу свт. Игнатия (Брянчанинова) "Слово о смерти".
И постарайтесь более внимательно обдумать следующие слова ап. Павла, которые Вам, наверное, хорошо известны:
Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся,– то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен вовеки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение. И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют. (Рим.1:18-32)
Кажется, что, если бы все те, кто не входит в Церковь, увидели, что происходит после смерти, то они бы стали самыми верными христианами.
В своем рассуждении вы как бы пытаетесь быть милостивее Бога, Который хочет спасения всем, и при этом, не дает тех возможностей, о которых вы пишете. Быть может потому что Он знает, что это не поможет тем, кто не хочет жить по закону Божьему? Помните диалог богача и Авраама из Евангелия?
Отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придёт к ним, покаются. Тогда [Авраам] сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят (Лк.16:27-31).
Давайте все же предоставим Спасителю решать, в какой степени открывать Себя тем или иным людям.
В чем смысл тогда страданий в аду, если только после смерти открываются глаза?
Смысл в том, что каждый получает то, что заслужил при жизни. При этом, Бог заранее открыл о существовании ада, чтобы люди задумались о том, как избежать его.
Разве оказалось бы человека, который бы добровольно отошел от Бога к бесам на растерзание?
Вы правда считаете, что не оказалось бы? А сатанисты и колдуны, которые знают, что их ждет? А наркоманы и пьяницы разве не знают, что зависимость их погубит? Многие люди настолько легкомысленно относятся к своей жизни, что даже не пытаются узнать, что их ожидает.
Из имеющихся описаний из жития святых, которым была открыта участь, например, язычников, видно, что их души сожалеют о своих ошибках и они хотят к Богу настоящему.
Это откровенная неправда. Души нераскаянных грешников подобны демонам, которые ненавидят всех и не желают раскаяться в грехах. Они хулят Бога и желают, чтобы как можно больше других людей пошло в ад.
Кажется, если бы у них было это знание настоящего Бога при жизни, то не было бы ада.
Вы понимаете, что косвенное обвинение самого Спасителя в том, что Он недостаточно милостив к людям?
Жизнь на земле действительно одна и дана нам для подготовки. И Бог заинтересован в том, чтобы каждый человек покаялся и наследовал жизнь вечную. Но часто мы сами, своими словами и поступками, отталкиваем других людей от вечного блага и содействуем их погибели.