4 Ответа
Некоторые святые отцы считают, что в Ветхом Завете были явления Сына Божия. Основывается это на том, что
Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Ин.1:18).
Сын Божий от века рождён от Отца:
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Всё чрез Него на́чало быть, и без Него ничто не на́чало быть, что на́чало быть (Ин.1:1-3).
Но воплощение было во времени:
И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца (Ин.1:14).
Так, что до этого момента даже ангелы не знали эту тайну:
И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе (1Тим.3:16).
Поэтому в Ветхом Завете мы можем найти только косвенные свидетельства Троичности Лиц. Поскольку Бог Отец невидим, как и Святый Дух, это Их свойства, как Лиц, то явления Бога нужно рассматривать, как явления Сына Божьего.
Но эта точка зрения кажется спорной, потому что воплощения Сына Божьего тогда ещё не было. А Святой Дух впоследствии тоже являлся в виде голубя и огненных языков. Правильней понимать эти явления, как некие образы, в которых являл Себя Бог. Но не Сам Бог в существе Своём.
Конечно, являлся именно Сын, и по-другому быть не могло. Так описано богоявление Моисею при купине:
Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я, [Господи]! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. И сказал [ему]: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога. (Исх.3:1-6)
Итак, Явившийся вначале назван Ангелом Господним, потом Господом, а потом Он же Богом, и так же Он называет Себя. "Ангел" в переводе значит "вестник", т.е. Он выступает не только Сам от Себя, но сообщает волю пославшего Его, хотя Сам же является Богом. Ясно, что речь идет о Сыне, открывшем нам Отца.
Вот как говорит об этом блж. Феодорит Кирский:
Вопрос 5. Иные говорят, что Моисею в купине явился ангел?
Само чтение места сего показывает, Кто явился. Сказано: «явися же ему Ангел Господень в пламени огненне из купины» (Исх.3:2), и чрез несколько слов: «егда же виде Господь, яко приступает видети, воззва его Господь из купины» (Исх.3:4), и еще чрез несколько: «рече ему: Аз есмь Бог Авраамов и Бог Исааков и Бог Иаковль» (Исх.3:6); и вслед за сим присовокуплено: «отврати же Моисей лице свое; благоговеяше бо воззрети пред Бога» (там же); и к сему присоединено: «видя видех озлобление людий Моих, иже во Египте, и вопль их услышах» (Исх.3:7) и т.д., и еще: «Аз есмь Сый. Тако речеши сыном Израилевым: Сый посла мя к вам» (Исх.3:14). Да и все место сие показывает, что явившийся есть Бог. Но Моисей назвал Его ангелом и сим дает нам знать, что явившийся есть не Бог Отец (ибо чьим ангелом будет Отец?), но Единородный Сын, Великого Совета Ангел, изрекший священным ученикам: «вся, яже слышах от Отца Моего, сказах вам» (Ин.15:15). Но Моисей, как дал имя ангела, не означая тем чего-либо служебного, а указуя на лицо Единородного, так возвещает опять и естество, и власть Его, говоря, что Сам изрек: «Аз есмь Сый и Аз есмь Бог Авраамов и Бог Исааков и Бог Иаковль; сие Мое есть имя вечное и память родов родом» (Исх. 3:14-15). А сие изображает Божественную сущность и показывает вечность и нескончаемость.
Несколько я понимаю, все ветхозаветные Богоявления — это явления именно Сына. Видение Ветхого днями из Дан. 7:9-14 некоторые считают видением Отца (хотя большинство говорит о Боговоплощении и соответственно двух природах Сына Божия). Но это всё-таки видение, а не явление.
Когда мы отвечаем на вопрос «Кто являлся ветхозаветным пророкам и общался с ними во время Богоявлений?», мы имеем в виду – Триединый Бог, и не имеем в виду, что к ним «приходил» (перемещаясь из точки А в точку Б) или являлся обособившийся от Отца и Святого Духа Сын (то есть исключительно Сын).
Бог един и неделим, и наполняет Собою все. Другое дело, что в процессе взаимодействия с пророками Бог мог являть им различные символические образы, в том числе образы Мужа. Когда святые отцы утверждали, что тот или иной пророк созерцал образ Сына, это не значит, что они имели в виду, будто пророка посещал (являлся) исключительно Сын, отделившийся каким-то неведомым нам образом от двух других Божественных Ипостасей.
Триединый Бог и действительно мог явить тому или иному пророку образ Сына, но в основе такого действия лежало бы единое действие Отца и Сына и Святого Духа. Бог являл Свое присутствие и посредством образа облака, облачного столпа, но из этого не следует, что те, кому Он так являлся, общались не с Отцом и Сыном и Святым Духом, а «всего лишь» с облаком.
Насчет того, чей именно образ (а не Кто «приходил») созерцали пророки, встречаются разные мнения. Но разве кто-либо из святых отцов когда-либо утверждал, что богоявления, происходившие во времена Ветхого Завета, были явлениями какой-либо одной Божественной Ипостаси, отделившейся в Своем действии от двух других?
Ср. слова свт. Василия Великого на видение пророком Исаией Господа Саваофа: «Ст. 1, 9-10 Пророк Исайя сказал: «видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном…». Сколько можно заключать по самому порядку и по связи пророческого писания, виденный пророком и вещавший ему есть Сый над всеми Отец. Но сын громов… сказал, что виденный пророком и вещавший ему был Сын… (Ин. 12:39–41). А Павел протолковал, что это видение и пророчество Духа… (Деян. 28: 25–27). Пророк вводит лицо Отца, в которого веровали иудеи, евангелист – лицо Сына, Павел – лицо Духа, все же согласно именуют Виденного единым Господом Саваофом. Делится у них слово об Ипостаси, но нераздельным пребывает в них мудрствование об едином Боге» (Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия. Книги 4-5).
Свт. Кирилл Александрийский, комментируя то же видение, сказал: «Что пророк созерцал Сына в славе Бога и Отца, в этом никто не может сомневаться, когда Иоанн ясно пишет о нем: Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем (Ин. 12:41) (Толкование на пророка Исаию).
Он же, в комментарии на то же видение, на троекратное произнесение серафимами слова «Свят», утверждал: «Трижды же произносят: свят и заключают славословие словами: Господь Саваоф, полагая чрез то во едином естестве Божества Святую Троицу: потому что мы несомненно признаем подразумеваемым здесь Отца, а равным образом и Сына и Духа Святого» (Толкование на пророка Исаию).
Ср. комментарий блж. Иеронима Стридонского на видение Господа пророком Иезекиилем: «А что под человеком должно разуметь Бога Отца, это показывают многие свидетельства… И Иоанн говорит: сия рече Исаии, егда виде славу Сына Божия (Ин. 12, 41), но потому, что в Отце царствует и Сын. Ибо все, принадлежащее Отцу, принадлежит Сыну, иже есть образ Бога невидимого (Кол. 1, 15)… И при избиении первомученика Стефана был видим стоящий одесную Отца (Деян. 7, 55 – 56)» (Толкование на пророка Иезекииля).
См. также комментарий свт. Иоанна Златоуста на видение пророком Даниилом Ветхого Днями и Того, кто был подведен к Нему: «Дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. Отсюда видно, что они имеют равную честь» (Толкование на книгу пророка Даниила. Глава 7 ).
Конечно, действие всей Святой Троицы едино, но образ действия у Каждого из Лиц отличается. Например, каков образ участия в творении мира согласно Символу веры? Отец — Творец (и мы знаем, что Он изволяет творить мир), Сын — тоже Творец, но Он именно творит мир («имже вся быша»), Дух — вновь Творец («животворящий), но он восполняет и усовершенствует сделанное Сыном. Так учит свт. Василий Великий в «Беседах на Шестоднев». То же касается и прочего. Многие отцы прямо усваивали богоявления Сыну. Помимо процитированного, добавлю:
Св. Ириней Лионский: «Слово из купины говорило Моисею: Я знаю, что фараон, царь Египетский, не отпустит вас, если не употреблю мощную руку (Исх. 3, 19)».
Св. Иустин Мученик: «И я повторил дальнейшие слова Моисея, мною уже приведенные и изъясненные которыми, – говорил я, – доказывается то, что Тот, Который, называясь в Писании Богом, являлся Аврааму, Исааку, Иакову и другим патриархам, подчинен Отцу и Господу и служит воле Его. Еще я присоединил то, чего прежде не говорил: так же, в то время, как люди ваши пожелали есть мяса и Моисей не поверил Тому, Который назван здесь Ангелом, когда Он обещал им насыщение от Бога, – тогда Он, будучи и Бог и Ангел, посланный от Отца, как повествуется, сказал и сделал это».
Что касается представления, что никак не возможно только Одному из Лиц являться, что мы скажем о Воплощении? Неужели воплотились все три Лица? Но если воплотился лишь Один, почему Он же не мог являться в образах Моисею и прочим пророкам? Ясно, что это было единое действие Троицы, но являлся-то Сын, согласно сказанному.
Во всяком случае, имея такое облако свидетелей, я бы не дерзнул сказать, что предлагаю ошибочное мнение.
Божественное действие нельзя рассматривать как сумму трех обособленных действий Отца, Сына и Святого Духа. Тем более нельзя утверждать, что какая-либо Божественная Ипостась действует автономно от двух других. Отец и Сын и Святой Дух – один Бог, а не три. Единое Божественное действие всегда проистекает от Отца через Сына и проявляется во Святом Духе. Это касается и того действия, которое мы называем Божественным откровением.
Ср. свт. Григорий Палама: «энергия трех ипостасей – едина. Не так, как у людей, где действие троих будет похожим, но, – поскольку каждый действует сам по себе, – особым. Не так, стало быть, но поистине одна и та же [у Них энергия], поскольку одно движение божественной воли, производимое от непосредственно предшествующей причины Отца и через Сына ниспосылаемое и во Святом Духе проявляемое…» (О Божественном соединении и разделении)
Свт. Григорий Нисский: «всякое действование, от Божества простирающееся на тварь и именуемое по многоразличным о Нем понятиям, от Отца исходит, чрез Сына простирается и совершается Духом Святым» (К Авлавию, о том, что «не три Бога»).
Прп. Анастасий Синаит: «Едино и подобно действие Отца и Сына и Святого Духа, как едины мощь, сила, хотение и воля Их. Ведь когда Отец совершает что-нибудь, то неотделимо соучаствует с Ним и Сын; а когда Сын или Святой Дух исполняют что-нибудь, то нераздельно содействует Им и Отец. Ни Сын не делает ничего самопроизвольно и сам по себе без Отца, ни Отец – без Сына и Духа, ни Дух – без Отца и Сына» (Три слова об устроении человека по образу и по подобию Божиему)
Теперь, что касается процитированных слов св. Иустина Мученика «И я повторил дальнейшие слова Моисея, мною уже приведенные и изъясненные которыми, – говорил я, – доказывается то, что Тот, Который, называясь в Писании Богом, являлся Аврааму, Исааку, Иакову и другим патриархам, подчинен Отцу и Господу и служит воле Его».
Когда Бог, во времена Ветхого Завета, являлся людям, это было действие Единого и Нераздельного Бога-Троицы. Разумеется, можно говорить, что в рамках тех откровений действовал Сын, но (!) не только Сын, но Отец и Сын и Святой Дух.
Конечно, речь шла о совместном действии всех Лиц, хотя бы являлся лишь Один в виде Ангела Господня. То же касается и Воплощения: воплощается Сын, но по воле Отца и при содействии Духа. Аналогично и при ветхозаветных теофаниях. Даже именование Сына Ангелом Великого Совета показывает Его общее с Отцом действие, когда Он являет волю Отца при содействии Святого Духа.
Итак, последнее Ваше утверждение полностью отражает ту мысль, которую я хотел изложить.
Сверхъестественные Божественные Откровения, преподававшиеся людям в ветхозаветный исторический период, были Откровениями Единого и Нераздельного Бога-Троицы: Отца и Сына и Святого Духа.
Откровение Божие людям - действие Бога, которым Он открывается людям. Действие Отца и Сына и Святого Духа едино: проистекает от Отца через Сына и проявляется в Духе Святом.
Визуальные образы, в которых Бог, во времена Ветхого Завета, являлся людям, носили символический характер.
Возьмем, к примеру, видение пророком Исаией (образа) Господа Саваофа (Ис.6:1–10).
Ев. Иоанн, упоминая об этом видении, сказал, что Исаия видел тогда славу Сына Божия: «Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем» (Ин.12:41).
В свою очередь апостол Павел, отметил, что Исаия имел тогда общение со Святым Духом: «…Павел сказал следующие слова: хорошо Дух Святой сказал отцам нашим через пророка Исаию: пойди к народу сему и скажи: слухом услышите, и не уразумеете, и очами смотреть будете, и не увидите» (Деян.28:25–26).
Обратим внимание, что окружавшие Господа серафимы, воспевая Его совершенство, взывали трижды: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!» (Ис.6:3). Свт. Иоанн Златоуст, комментируя это обстоятельство, высказал следующую мысль: «Не очевидно ли, что они поступали так, воспевая песнь Троице? Потому-то Иоанн относит эти слова к Сыну, Лука к Духу, а пророк к Отцу»
В отношении ветхозаветных Богоявлений следует различать 2 аспекта, порождающих 2 вопроса:
- Кто явился? Это всегда Бог Троица.
- В образе кого (чего) явился. Несгорающего куста, огненного столпа, Ангела...
Если рассматривать Новый Завет, то Бог Сын воплотился как человек (стал человеком). В действии воплощения участвовали все три Лица Святой Троицы, т.к. любое действие Бога едино и нераздельно, но воплотилось одно Божественное Лицо - Сын.
И абсолютно ВСЕ явления Бога в Ветхом Завете — явления Сына? Не было исключений?