3 Ответа
Приключающиеся с неверующим человеком случайные скорбные обстоятельства (болезни и т.д.) уменьшают меру его посмертного наказания, если не стали для него поводом к богохульству и были приняты им безропотно. Некоторые через такие скорби, впрочем, пришли к покаянию и познанию Бога.
Конечно, мера отпадения от Церкви тоже может быть разной. Одно дело просто маловерный и нецерковный человек, а другое - еретик, хулящий Православную Церковь, Божию Матерь и святых, или агрессивный атеист. Для последних наказание будет куда строже.
Нет, так как это не страдания ради Христа. Меру его посмертной муки, страдания с сокрушением о своих грехах, могут уменьшить.
Наркоманы, алкоголики тоже страдают, но причина этих страданий не очищает их души.
Подробнее см. Страдания.
Поскольку любые подобные средства действуют только в связи с искупительной жертвой Христовой, то для человека, который не находился в союзе со Христом, не имел живой веры в Него, они не могут иметь искупительного значения. Если человек находится вне состояния благодати (то есть на его совести остаются смертные грехи), ни добрые дела, ни страдания, не становятся заслугой перед Богом в перспективе вечной жизни. Другими словами, чтобы получить от Бога прощение или вечную награду, нужно, как минимум, обратиться к Нему всем сердцем. Однако иногда страдания на земле могут уменьшить посмертные мучения нераскаянных грешников, поскольку они могут быть частью исполнения их наказания. Например, одного бандита повесили, а другой избежал правосудия на земле. Вероятно, участь первого после смерти будет в какой-то степени легче, чем у второго.