Заслуги

***

Заслуги — дей­ствия, поступки, дея­тель­ность, пове­де­ние и т. п., заслу­жи­ва­ю­щие одоб­ре­ния (при­зна­ния, высо­кой оценки).

***

Можно ли утвер­ждать, что Цар­ство Небес­ное насле­ду­ется за заслуги?

Такое поня­тие как «заслуги» исполь­зу­ется и в като­ли­че­ском, и в пра­во­слав­ном учении. Однако смысл этого поня­тия в упо­треб­ле­нии като­ли­ков и Пра­во­слав­ных может серьёзно раз­ниться.

Дело в том, что исполь­зуя термин «заслуги», като­ли­че­ское бого­сло­вие ставит на нём слиш­ком силь­ный юри­ди­че­ский акцент. Насле­до­ва­ние хри­сти­а­ни­ном Цар­ства Небес­ного дости­га­ется, по мнению като­ли­ков, через стя­жа­ние заслуг. Поскольку Бог спра­вед­лив, утвер­ждают они, постольку, чтобы не под­пасть под Его Пра­вед­ное осуж­де­ние на муче­ния в аду, греш­ник должен заслу­жить себе оправ­да­ние через совер­ше­ние добрых дел, кото­рые, соб­ственно, и трак­ту­ются как заслуги. Если заслуги будут соот­вет­ство­вать или, тем более, пре­вос­хо­дить тяжесть личных грехов, — греш­ник уна­сле­дует Цар­ство Небес­ное; если же нет — попа­дет в чисти­лище или в ад. На таком пони­ма­нии стро­ится и учении като­ли­че­ской церкви о сверх­долж­ных делах.

Пра­во­слав­ная мысль не отри­цает воз­мож­но­сти исполь­зо­ва­ния тер­мина «заслуги». Однако, она напол­няет его иным содер­жа­нием. Пра­во­слав­ное бого­сло­вие не при­даёт поня­тию «заслуги» зна­че­ния юри­ди­че­ского экви­ва­лента, необ­хо­ди­мого для удо­вле­тво­ре­ния Боже­ствен­ной Спра­вед­ли­во­сти.

Пра­во­слав­ная Цер­ковь учит, что чело­век должен стре­миться к добру и бороться со злом. Добрые дела (мысли, жела­ния и т. п.), совер­ша­е­мые хри­сти­а­ни­ном, полу­чают над­ле­жа­щую оценку со сто­роны Бога (какую — знает Он Сам), и в этом отно­ше­нии они могут условно назы­ваться заслу­гами (согласно опре­де­ле­нию, см. выше).

В то же время Пра­во­слав­ная Цер­ковь ука­зы­вает, что по сколь бы высо­кой правде ни жил хри­сти­а­нин, сколько бы добрых дел ни совер­шил, эти дела не смогут соста­вить рав­но­цен­ного экви­ва­лента при­об­ре­та­е­мым им нетлен­ным Боже­ствен­ным Дарам. Цар­ство Небес­ное, стало быть, дару­ется чело­веку не потому, что он якобы бы его юри­ди­че­ски заслу­жил (зара­бо­тал), а по неиз­ре­чен­ной любви и мило­сер­дию Божию.

В чем же тогда, согласно Пра­во­слав­ному веро­уче­нию, состоит зна­че­ние добрых дел, и как они свя­заны с дости­же­нием лич­ного спа­се­ния? — Каждое совер­ша­е­мое хри­сти­а­ни­ном доброе дело не оста­ется без­ре­зуль­тат­ным, но остав­ляет в его душе добрый след, пози­тивно влияя, таким обра­зом, на его духовно-нрав­ствен­ное состо­я­ние. Если хри­сти­а­нин регу­лярно совер­шает добрые дела (при содей­ствии Божьем), то он утвер­жда­ется в добре, воз­рас­тает в доб­ро­де­те­лях, нрав­ственно совер­шен­ству­ется, упо­доб­ля­ется Богу и духовно сбли­жа­ется с Ним. В этом случае он стя­жает не «заслуги», а готов­ность и спо­соб­ность жить в Цар­стве Небес­ном по меркам святых.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки